ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 11 фев 2017, 12:41 
Александр Владимирович, спасибо за подробные ответ! Но вопросы всё же остаются. Давайте, я сохраню формат и задам их пачкой:

* какой высоты и ширины рейки вы используете?
* как различается обработка трещины в зависимости от её ширины? Бывают совсем маленькие трещины в десятые доли миллиметра, требуется ли полный цикл работ с ними? Может ли при расшивке удаляться материала в разы больше, чем объём трещины? Учитывая немалую толщину дэки, и значительный угол расшивочного инструмента, такая ситуация должна иметь место.
* как поступать, если трещина "гуляет" по волокнам? Насколько я понимаю, вашим инструментом было бы затруднительно сделать из неё "монолитную", и нужно ли? Или зареивать отдельно каждый фрагмент? Пример - на фото

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 11 фев 2017, 20:54 
Мэтр
Аватара пользователя
Georgy писал(а):
Александр Владимирович, спасибо за подробные ответ! Но вопросы всё же остаются. Давайте, я сохраню формат и задам их пачкой:

* какой высоты и ширины рейки вы используете?
* как различается обработка трещины в зависимости от её ширины? Бывают совсем маленькие трещины в десятые доли миллиметра, требуется ли полный цикл работ с ними? Может ли при расшивке удаляться материала в разы больше, чем объём трещины? Учитывая немалую толщину дэки, и значительный угол расшивочного инструмента, такая ситуация должна иметь место.
* как поступать, если трещина "гуляет" по волокнам? Насколько я понимаю, вашим инструментом было бы затруднительно сделать из неё "монолитную", и нужно ли? Или зареивать отдельно каждый фрагмент? Пример - на фото...

Уважаемый Georgy! Сейчас, в настоящее время, я в Тьмутаракани, в деревне. Народ здесь ворует электричество, отапливается, так сказать, на халяву, поэтому время от времени стабилизатор в моём доме не выдерживает и свет гаснет. Ответить хочется обстоятельно, но обстоятельства (извините за каламбур) не позволяют. В воскресенье выезжаю в Москву и отвечу Вам уже оттуда, если не возражаете.
А пока борюсь с выключениями электроэнергии, хочу поделиться с Вами и коллегами информацией. В основном она для новичков. Возможно, для кого-то из них она послужит предупреждением от "большой беды".
Как правило, мастера для работы с декой рояля вынуждены снимать чугунную раму. В современных рамах рояля снизу есть прилив, "язычок", который должен упираться в средник, мощный поперечный деревянный брус, одну из основных деталей опорной конструкции рояля. Исполнить чугунную раму и деревянную конструкцию так, чтобы при сборке "язычок" и средник оказались в плотном контакте, практически невозможно. Поэтому "сводить" их даже не стараются, а между ними обычно предусматривают зазор, в который вбивают клинышек из плотной древесины. При разборке клинышек выпадает в нишу для механики. И, случается, мастер, не имеющий опыта в проведении такого рода работ и не предупреждённый кем-либо из коллег, принимает клинышек за мусор, случайно попавший в инструмент, и его выметает и выбрасывает. Затем ремонтирует деку, собирает инструмент, натягивает струны и получает разрыв чугунной рамы. Причина в том, что струны, суммарное натяжение которых у рояля составляет свыше 20 тонн, без упора "язычка" в средник стягивают между собой штифтовую и вирбельную поперечные пластины рамы так, что и мощные шурупы, которыми раму крепят к опорной деревянной конструкции рояля, не выдерживают и позволяют пластинам сблизиться. Такое случилось с одним из наших коллег (фамилию приводить не буду), имеющим достаточный опыт обслуживания фортепиано, но никогда не выполнявшим вышеописанную работу и не потрудившимся у кого-либо поинтересоваться её особенностями.
Это всё я веду к тому, что несколько минут назад наш коллега из Новороссийска В. К. Ревазов прислал мне фото ещё одного технического решения организации регулируемого упора "язычка" рамы в средник. Рояль "Блютнер", не молодой, с аликвотными струнами, фабричный № 138190 (сам год определить пока не могу - здесь по рукой нет справочника).

Изображение

Упор представляет собой резьбовую шпильку, один конец которой ввинчен в средник, другой упирается в "язычок" чугунной рамы, а посредине четырёхгранное утолщение. Шпилька служит "распоркой" между рамой и средником. Вращением шпильки за утолщение c помощью гаечного ключа обеспечивают упор рамы в средник путём контакта её "головки" с "язычком" чугунной рамы и регулируют его усилие.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 11 фев 2017, 22:47 
Мэтр
Аватара пользователя
Приношу тысячу извинений честнОму братству, спешу внести существенную поправку в предыдущее сообщение и считаю правильным повиниться за невнимание к труду одного из наших уважаемых коллег. В предыдущем сообщении я написал, что здесь, в деревне, не имея под рукой справочника, не могу по номеру определить возраст рояля "Блютнер". Я всех нечаянно обманул. Оказывается, на главной странице нашего форума справа расположена колонка из наименований разделов "Краткая информация", "Библиотека форума" и др. Так вот, первый же раздел в этом "и др." (после "Библиотека форума") гласит: "Возраст инструмента". Его открыл, организовал и поддерживает наш уважаемый AlexHutor. Я вошёл в этот раздел, ввёл название фирмы "Блютнер", номер инструмента 138190 и "поисковая машинка", "зашитая" под наименованием раздела, сообщила мне, что инструмент был произведён в 1967 году. Всё. Теперь в любой точке земного шара, где возможен выход в Интернет и есть в руках гаджет с таким выходом, я способен определить возраст инструмента. Такое нужно нечасто, но если это сделать в присутствии клиента, подозреваю, это произведёт на него сильное впечатление, что не может не добавить уважения к нашей профессии. Только бы в перечне фирм была та, возраст инструмента которой нужно определить. А это уже зависит и от нашей инициативы и помощи, которою мы окажем создателю "поисковой машинки".


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 13 фев 2017, 14:11 
Мэтр
Аватара пользователя
Georgy писал(а):
Александр Владимирович, спасибо за подробные ответ! Но вопросы всё же остаются. Давайте, я сохраню формат и задам их пачкой:

* какой высоты и ширины рейки вы используете?
* как различается обработка трещины в зависимости от её ширины? Бывают совсем маленькие трещины в десятые доли миллиметра, требуется ли полный цикл работ с ними? Может ли при расшивке удаляться материала в разы больше, чем объём трещины? Учитывая немалую толщину дэки, и значительный угол расшивочного инструмента, такая ситуация должна иметь место.
* как поступать, если трещина "гуляет" по волокнам? Насколько я понимаю, вашим инструментом было бы затруднительно сделать из неё "монолитную", и нужно ли? Или зареивать отдельно каждый фрагмент? Пример - на фото...


Уважаемый Georgy! Я теперь в Москве и выполняю данное Вам обещание. Отвечаю на Ваши вопросы в том порядке, в каком они заданы.

1. Высота нарезаемых мной из рипковой древесины реек несколько больше толщины ремонтируемой деки. Точный размер высоты особого значения не имеет, так как выступающие над лицевой и тыльной сторонами деки части реек подлежат срезанию заподлицо (кстати, заметьте: срезать выступающие части рейки заподлицо необходимо только в направлении выхода древесных волокон рейки из паза, но никак не наоборот, иначе вслед за срезаемой частью из паза вытащится вклеиваемая часть рейки; определить направление волокон можно, предварительно срезая только верхний слой удаляемой части рейки; это дополнительная операция, но она убережёт от переклейки рейки заново). Толщина рейки должна быть достаточной, чтобы после подгонки рейки к пазу она входила в него с максимальной плотностью и без зазоров на всех участках длины. Кстати, Вы не задали вопрос по поводу длин реек. Наиболее желательна длина рейки, совпадающая с длиной паза. Но возможен и составной вариант из нескольких реек (разумеется, чем их в составе меньше, тем лучше). Главное - тщательно подогнать их друг к другу на стыках. Стыки могут быть как прямыми, так и косыми. В большей части предпочитаю косые, так как они стык как бы маскируют.

2. Разделывать приходится любые трещины. В паз с параллельными стенками плотно вклеить рейку не получится. Широкие трещины разделываю расшивочным инструментом, который Вы видели на фото (у меня их три размера по максимальной ширине лезвия, 6, 8 и 10 мм) с максимально острыми углами заточки, при которой высота режущей части значительно превосходит толщину деки. При этих условиях ширина паза после разделки зависит от глубины погружения режущей части расшивочного инструмента в трещину. Очень узкие трещины, чтобы не расширять их чрезмерно, разделываю с помощью бормашинки и специальных твёрдосплавных фрезок с режущими поверхностями конической формы. Для разделки прямых трещин, которые возникают при расклейке резонансовых дощечек, использую специальное "самопальное" устройство. Фото бормашинки, набора фрезок и устройства помещаю ниже.

Изображение

Прошу обратить внимание на функции деталей устройства, которые я назвал "опорно-направляющий деревянный брусок" и "задняя стенка-направляющая". Бруском устанавливаю устройство на поверхность деки. Он, оклеенный снизу кожей, позволяет перемещать устройство вдоль разделываемой трещины скольжением, не повреждая поверхность деки. Параллельно трещине устанавливаю длинный прямой вспомогательный брусок и устройство прижимаю к нему задней стенкой-направляющей. Это позволяет, во-первых, удерживать перемещаемую бормашинку в строго вертикальном положении, во-вторых, перемещать её строго по прямой. Иногда удобно формировать конфигурацию паза, разделывая трещину фрезкой в 2-3 приёма, то есть, сначала погружая её в трещину не полностью.

3. Непрямые трещины, которые образуются вследствие межволоконных разрывов в резонансовых дощечках, разделываю тоже с помощью бормашинки и присоединённого к ней гибкого рукава, в зажим которого на противоположном конце заправлена фрезка. Это, можно сказать, ручная "ювелирная" работа, при которой паз получается не прямым, а соответствующим кривизне трещины. Рейку же к нему подгоняю прямую, у которой только концы подогнаны под загибы концов паза, и примеряю, а затем вклеиваю её в паз, изгибая принудительно (древесина рейки с вертикально расположенными слоями это позволяет без разрушения целостности рейки). Под рукой нет таким образом подготовленной к вклейке рейки, поэтому образец её привожу на рисунке.

Изображение

Ну вот, пока, вроде бы, всё.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 13 фев 2017, 20:30 
Аватара пользователя
Александр Яновский писал(а):
если это сделать в присутствии клиента, подозреваю, это произведёт на него сильное впечатление.

Я с Вами согласен, но не все разделяют такую точку зрения. Бытует мнение, что наши девайсы от клиента нужно скрывать, потому что клиент увидив как все это делается с легкостью, начнет сам "колымить", а на нашу профессию бросит пятно. Замечу, это не мое мнение, хотя доля истины в этом имеется, прятать приборы и ключи, услышав шаги клиента ну это уж перебор

_________________
Вам со мной будет стыдно, но не скучно


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017, 11:01 
Мэтр
Аватара пользователя
daly писал(а):
Александр Яновский писал(а):
если это сделать в присутствии клиента, подозреваю, это произведёт на него сильное впечатление.

Я с Вами согласен, но не все разделяют такую точку зрения. Бытует мнение, что наши девайсы от клиента нужно скрывать, потому что клиент увидив как все это делается с легкостью, начнет сам "колымить", а на нашу профессию бросит пятно. Замечу, это не мое мнение, хотя доля истины в этом имеется, прятать приборы и ключи, услышав шаги клиента ну это уж перебор

Я в таких случаях говорю себе так: "Украсть ноты с пюпитра Паганини может любой, но вот сыграть по ним дано далеко не каждому". Пусть пробуют. А для нас главное - работать так, чтобы ими всегда была ощущаема дистанция.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017, 14:08 
Аватара пользователя
Уральский мастер делает такие устройства
https://www.youtube.com/watch?v=Ad84jAISQFc

_________________
Дом с пасекой.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017, 18:46 
Domspasekoi писал(а):
Уральский мастер делает такие устройства
https://www.youtube.com/watch?v=Ad84jAISQFc

Как-то страшновато от вида этого "осушателя болот". Одно неверное движение и вы... испортили деку. Машина есть машина. Пуля дура ; штык ( в нашем случае- расшивочный нож)- молодец.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 14 фев 2017, 18:57 
Аватара пользователя
Александр Яновский писал(а):
...
Я в таких случаях говорю себе так: "Украсть ноты с пюпитра Паганини может любой, но вот сыграть по ним дано далеко не каждому". Пусть пробуют. А для нас главное - работать так, чтобы ими всегда была ощущаема дистанция.

Да, ув. Александр Владимирович ,я с Вами согласен ! ! ! !

_________________
: Заранее благодарен :
= [ Новый Рояль ] =


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Нюансы при ремонте деки
СообщениеДобавлено: 09 апр 2017, 00:54 
Александр Яновский писал(а):
ЕВГЕНИЙ писал(а):
Александр Яновский писал(а):
2. Обрабатывать трещину режущим инструментом необходимо до тех пор, пока паз не приобретёт трапециевидную форму на всю высоту стенок. Там, где срезали много (вверху), придали пазу трапециевидную форму, там, где срезали мало (внизу), убрали со стенок остатки старого клея, который по сути уже не клей.

Вопрос: а почему трещину надо делать трапециевидной? Мне учили делать её клиновидной, специальным расшивочным ножом клиновидной формы. У Яна, Баумгертеля и Майне продаются уже готовые, хорошо высушенные еловые заделки клиновидной формы. Они очень удобно подгоняются в такие же клиновидно сформованные трещины. Поэтому мы постоянно делаем именно клин, про трапецию я слышу впервые.

Уважаемый Евгений! Вы же знаете, я - буквоед и стараюсь вещи называть своими (то есть, на мой неправильный взгляд, правильными) именами. Клин имеет треугольную форму, а трапеция четырёхугольную. И когда у Вас трещина имеет зазор, что случается чаще всего, разделывая её клиновидным резцом, Вы всё равно придаёте пазу форму трапеции, хотите Вы того или нет. Это раз. Второе: когда трещина зазора не имеет, клиновидную форму разделанный паз будет иметь только при условии, если кончик резца при разделке не выйдет за пределы толщины деки, что весьма сомнительно. Ведь если хотя бы чуть выйдет, то опять-таки трапеция! Третье: я уже писал, что предпочитаю не пользоваться готовыми рейками, о которых Вы пишете и которые изготовляют в толщину деки, а самому нарезать их из рипковой древесины, чтобы они были заведомо шире паза в деке, и вклеенные, до подрезки вровень с плоскостями деки, возвышались над ними и с лицевой стороны, и с тыльной. А для этого без трапециевидной формы паза не обойдёшься. Четвёртое: когда-то кто-то назвал паз клиновидным, поскольку его формируют клиновидным резцом, и тем самым заложил устойчивый термин в профессиональный сленг фортепианных мастеров. И все они стали называть клиновидными все пазы, в том числе и трапециевидные. И при этом понимают друг друга единообразно. Но вообразите на их месте новичка. Вычитал, что паз должен быть клиновидным, а у него трещина с щелью. Ладно, если сообразит, что "клиновидность" относится не к форме паза, а только к наклону его стенок относительно друг друга. А если он ещё и подобно мне формалист и у него в башке: "Паз при такой щели может быть только трапециевидным". Что ему тогда - выбрасывать деку? А назовите паз трапециевидным - и никаких проблем понимания. И, наконец, пятое: термины придумывают люди. Когда-то даже человека сожгли за то, что называл Землю не плоской, а круглой. Зачем же нам, таким же людям, быть рабами допущенных нашими предшественниками неточностей? А для примирения позиций предлагаю следующее: поймём и согласимся, что практически все разделанные пазы имеют трапециевидную форму и в дальнейшем будем называть их клиновидными. Но только при условии выполнения первой части предложения.


Уважаемый Александр Владимирович!

Очень вам благодарен за описание своего метода, наконец имел возможность применить его на практике. Пользовался также инструментом, показанным в книге у Форса (на основе заточенного болта), об ощущениях расскажу позже, по итогам работы. В целом, возник один животрепещущий вопрос:
когда расшивается трещина необходимо, чтобы инструмент прошёл деку насквозь и вышел кончиком с другой стороны, иначе не получится трапеции. Как в таком случае обеспечить целостность рипок, ведь инструмент будет делать кончиком аналогичную прорезь и в рипках? Судя по вашим иллюстрациям и здравому смыслу, рипку трогать не надо, как тогда реализовать одинаковое сечение трещины на всей длине?


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles