peterpiano писал(а):
Подвижность штега я понимаю вот как. Штег в пространстве не зафиксирован, его положение меняется, он лежит на деке-мембране, на нем струны, Вы тянете струну или хор, ее (его) натяжение меняет его (штега) положение в пространстве, он идет вниз в точке где та струна что Вы тянете, а остальная часть тоже движется по определенной траектории, и так во время настройки, при изменении температуры и влажности. Подвижность строя я называю его изменение, когда Вы тянете басы, дискант идет вниз (или может быть вверх тоже), это с одной стороны обусловлено подвижностью штега, с другой стремлением системы струны-рама к минимуму энергии. Конечно нужно доверять конструкторам и перенимать их опыт, абсолютно бесспорно. Проверять мензуру приходится, инструментам по сто лет и более, они прошли несколько замен струн, часто когда нет какого-то размера используют тот что есть и так годами, и несколько раз, и бывает трудно понять как это было сделано на фабрике, запросы и письма фабрики часто просто игнорируют с просьбой дать мензуру конкретного инструмента, приходится выкручиваться, делать расчёты, алгоритмы увы далеки от алгоритмов лучших фабрик.
Ага, вроде бы разобрался. Как мне кажется, не стоит излишне драматизировать ситуацию. "Просадка строя", особенно при значительном "поднятии" (больше пятидесяти центов) - обычное, нормальное явление. Решается просто - двумя-тремя проходами, еще лучше - через три-четыре дня. Кого и когда это пугало?
Со старыми инструментами - тоже ни разу не трагедия. При замене струн все мастера стремятся сохранить размеры - это аксиома. Убедиться можно, замерив диаметры струн в соседних хорах, посчитав приращение - обычно этого хватает. В качестве контроля - сравнить "снятую" мензуру с соразмерным инструментом. Совпадение будет вряд-ли, но схожесть размеров - достаточное доказательство. ИМХО.
Несколько лет тому, Порвенков присылал мне экселевский файл с "вбитыми" формулами расчетов мензур роялей и инструкцией по применению. Я честно пытался применить все это в деле (занимался ремонтом рояля "Москва"), но то ли поленился разобраться, то ли что-то пошло не так - отложил до лучших времен, кои пока так и не наступили. Ну, может, еще наступят...
Это я к тому, что теория - хорошо, а практика тоже неплохо.