Максим З писал(а):
Я автор этой эл. таблицы. Поскольку ссылку на неё тут уже привели, да и Хуторовскому я копию пересылал, то повторно выкладывать не буду. Но отмечу два нюанса.
Во-первых, кривая Рейлсбека, рассчитываемая этой таблицей, соответствует действительности лишь для средней и верхней частей диапазона; для басовой же вид графика более пологий, чем будет в реальности. Дело в том, что в разных частях диапазона настройщик преимущественно слышит разные пары совпадающих обертонов ("уровни" совпадения или как там это называется): трудно в дисканте услышать обертоны 12:6 или 16:8 в октаве, в то время как в басах, наоборот, именно более высокие пары тонов и слышны - низкие же уровни, такие как 1:2, 2:4, в басах менее заметны, поскольку и звучат очень низко, и биения получаются очень медленные. У меня же в таблице кривая Рейлсбека рассчитывается, исходя из предположения, что на всём диапазоне октавы настраиваются чисто на уровне 4:2, поэтому для басов такой расчёт неадекватен. Можно было бы сделать нормально, но для этого нужно представлять, какие именно пары совпадающих обертонов в октавах преимущественно слушает настройщик в той или иной части басового регистра - а это, думаю, в какой-то степени индивидуально. Крч, руки у меня в своё время не дошли до того, чтобы сделать нормальный расчёт этой кривой для всего диапазона.
Во-вторых, когда я делал эту таблицу, я считал, что основное, что характеризует и громкость, и скорость затухания струны - это акустический импеданс (сопротивление) хора в целом - а следовательно, плавность изменения этой величины должна быть основным критерием ровно звучащей мензуры. Поэтому у меня именно эта величина выведена на один из графиков.
Это и правда было бы основной характеристикой, если бы 2-3 струны, настроенные в унисон, колебались в точности синфазно, то есть вели себя, как одна с удвоенной-утроенной погонной массой (но не жёсткостью!). Но в реальности они могут вести себя так разве что в первые доли секунды после удара, а затем неизбежно расходятся по фазам, т.к. унисоны никогда не бывают совершенно точными. На эту тему была статья на английском языке из цикла "5 lectures on piano acoustics" (Клопов её переводил, она есть на этом сайте; есть и ещё одна на эту тему). Когда бойки молоточка бывают хорошо притёрты к хорам, и хор настроен максимально чисто, то слышно бывает, что вначале звук резкий и быстро затухающий, а затем, когда звук уже стал намного тише, затухание становится более плавным; но зависимость скорости затухания струны в этой "долгой" фазе звучания от импеданса струны и числа струн в хоре, вообще говоря, сложна.
И всё же характер взаимодействия молоточка с хором, а также громкость в начале звука ("атака") зависят именно от импеданса хора. Но похоже, что производители в большинстве случаев рассчитывают басовую мензуру, где неоднократно меняется число струн в хоре, по какому-то иному критерию, чем плавность именно импеданса хора, - так как я, кажется, ещё не видел мензуры, где не было бы скачков импеданса хора в тех местах, где число струн меняется. Возможно, принимается во внимание импеданс одной струны, а не хора. То есть не факт, что рассчитывать мензуру так, чтобы именно импеданс хора менялся максимально плавно, есть самый "правильный" способ, как я считал изначально.
Здравствуйте Максим. Учитываете ли Вы в своих расчётах и таблицах незвучащие участки (между штегом и рамным штифтом), ведь это имеет большое значение в дисканте например, ведь фактическая длина струны это не только ее "рабочая" часть. Или значения в таблице это вся длина струн?