Господа, понимаю, немного не по теме! Но очень хочу познакомить вас с гениальным пианистом. Запомните это имя : - Мао Фудзита! Немного о нем написал в ФБ:
"Я долго не мог понять, почему С.Рихтер после своих концертов всегда интересовался :" Как у меня звучал рояль?". То есть, не как сыграл, а именно "звучал". Ну в самом деле, ведь очень немаловажна личность исполнителя, его замыслы, трактовка и творческая индивидуальность, - все те необходимые качества для воплощения музыкальных образов. Но с другой стороны, если исполнитель не обладает достаточно высокой звуковой культурой, или попросту говоря красивым звуком, то все его замыслы , и даже при наличии огромной индивидуальности, терпят крах. Я не могу воспринимать пение вокалиста, его глубокие трактовки и интеллект, если он при этом не обладает красивым голосом и неповторимым тембром. Когда пела М. Кабалье и с первых же звуков я воочию "наблюдал" , как голос её буквально летит в небеса, окутанный бархатом, то мне, честно говоря, было без разницы , ЧТО и о ЧЕМ она поёт, потому что я был в трансе от её пения. Или , когда, например , Ф. Крейслер играет собственные "Liebesleid", то я так же с первых звуков впадаю в полный анабиоз, и мне "абсолютно по -барабану" рассуждать о том, есть у него исполнительский вкус или нет с т.з нынешнего времени, потому что он своим звуком не просто поражает, а убеждает. Короче говоря, ничего нового не скажу, а только повторю известную истину, что любой образ передаётся прежде всего через звук . Сразу оговорюсь, что , разумеется, в чистом виде красивого звука в музыке не существует, он всегда контекстен , исходя из образов. То есть, его красота должна быть адекватна . Об этом я постоянно раньше говорил. Но кроме этого у каждого исполнителя ещё существует индивидуальный звук, его собственное туше, которое отличает его от других.
Звук того же С.Рихтера, Э. Гилельса, Г. Гульда был всегда узнаваемым.
Т.о получается , что конечная цель любого выдающегося исполнения - " создание музыкального образа через правильный контекстный звук при помощи своего собственного индивидуального звука или туше. ( кажется, написал полную фигню, сам не понял , что )
"КАК У МЕНЯ ЗВУЧАЛО ?"
Так вот на этом конкурсе у Мао Фуджиты рояль звучит ТАК, как ни у одного из участников. Уже многие об этом говорили и сравнивали его звук с хрусталем, бархатом и пением на скрипке. Как-то даже пианист местами напомнил мне светлым хрустальным звучание Э. Гилельса в сонатах Вебера, - один к одному. Волшебная красота его собственного туше явилась настоящим открытием конкурса. Мао играл не на своём собственном инструменте, а на одном их тех, на котором играли другие участники. Причем, играли хорошо, интересно, глубоко и индивидуально.
Но относительно звучания рояля...
У одного было многовато стука в игре, другой форсировал на форте, у третьего была плохо выстроенная вертикаль в аккордах и поэтому звучало плоско и неинтересно, у четвёртого просто примитивный звук, извлечённый "тычком пальца" из рояля , пятый бренчал, дубасил и колошматил, у шестого полностью отсутствовала пальцевая кантилена и легато.
Но в общем и целом они играли хорошо
Но когда за рояль садился играть Мао, то картина мира начисто преображалась! Рояль у него пел, звучал всеми красками радуги и заставлял проливать слезы радости. Звук абсолютной красоты. Высочайшая эстетика звучания рояля и полная гармония во всем! Несколько раз камера приближалась близко к его рукам и можно было воочию наблюдать , КАК он бережно извлекал из рояля звуки, каким приемом это делал, как он заканчивал фразы , дожидаясь полного растворения звука, особенно в тихих эпизодах, например, в третьей части сонаты Шопена. Как он "ласкал клавиши" в конце первой части скрябинской сонаты: "волшебство мерцания звёзд, переливающиеся разными цветами". Мне даже кажется, что в этом есть что-то от древней восточной философии культа красоты. Но если бы в его исполнении был бы только красивый звук, то этого, конечно , было бы явно недостаточно. Вся прелесть состояла в том, что Мао играл вдобавок ко всему совершенно гармонично, естественно и просто, что абсолютно убеждало и действовало наповал! Формально - ничего лишнего, никаких признаков яркой творческой индивидуальности или оригинальности. Только музыка и все! Наверное, как раз в этом и была его индивидуальность! Поразительно еще и другое. Мао обладает сильным магнетизмом в игре, он приковывает к себе внимание и не отпускает ни на секунду. Он завораживает своей игрой . Одна замечательная и известная пианистка мне так прямо и сказала : " Слушала и не могла оторваться !" И это истинная правда! Действительно , если вспомнить, как он играл 3 Сонату Шопена, то это было просто завороженное чудо, исполненное на одном дыхании. Ну как такое может быть? Я страшно боялся, как он будет играть 7 сонату Прокофьева, музыку, совершенно далекую от его ментальности и понимания глубинного русского информационного кода ? Скажем, каким образом можно объяснить японскому ребёнку, по определению не имеющему никакого понятия о колоколах, что такое бархатное и отдаленное звучание колокольного звона в конце 2 части прокофьевской сонаты? Это все равно, что мне долго и нудно рассказывать о красивом и закодированном сочетании смысловых иероглифов в древне -японской поэзии. В жизни этого никогда не пойму! Но Мао , по-видимому , обладает прекрасной музыкальной интуицией. Он нарисовал картину такими красками , что я буквально "увидел "эти колокола ! И это тоже чудо! Когда слушал вместе с женой его сонату Моцарта с первого тура , увидел, как у нее начали слезиться глаза , спросил её: " Ну что же ты плачешь, когда вся музыка в мажоре ? " Неужели это и есть волшебная сила искусства, господа? На этом конкурсе играют очень много талантливых ребят, за которыми наблюдаю и искренне болею. Более того, страшно опечален тем, что многие не прошли на третий тур, который, к сожалению, не резиновый , не пропустили явные таланты. Например, я очень надеялся что в третьем туре будет играть А. Гугнин. Это замечательный, зрелый прекрасный пианист, очень тонкий и глубокий лирик. На первом туре его бетховенская "Аврора" была просто выдающейся трактовкой по всем параметрами. На втором туре он так же прекрасно сыграл 3 Сонату Шопена и 7 Сонату Прокофьева. Очень художественная и яркая игра!
НО!
ЕСЛИ БЫ НЕ МАО!
А. Гугнину фатально не повезло! Как мне кажется, что судьба сыграла с ним злую шутку. Беда в том, что японский пианист, как назло , на втором туре играл ту же программу, что и он: - 3 сонату Шопена и 7 Прокофьева. Самый настоящий рок! А. Гугнин играл сонаты превосходно и очень талантливо, но Мао создал шедевр на полотне!
То было НАСТОЯЩЕЕ!
И жюри автоматически стало сравнивать их игру. Больше другого объяснения и каких-либо вменяемых аргументов у меня нет! Если бы Мао играл на втором туре Сонату Барбера или Метнера с Чайковским, то не повезло бы другим, и по той же самой причине, уверен на сто процентов! Но в этой ситуации успокаивает только одно, на третьем туре Мао будет играть 1 Концерт Чайковского, такой же, как и у всех остальных участников
Что ещё сказать?
Независимо от того, какое место получит этот чудо -пианист, настоящее открытие конкурса, фантастический японский ребёнок, для себя точно решил , что всегда буду слушать его с огромным наслаждением и получать искреннюю радость от соприкосновения с настоящим искусством"
Вложения: |
image.flvcrop.2048.5000.jpeg [ 40.66 Кб | Просмотров: 413 ]
|
|