ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Экскурс в историю СММС
СообщениеДобавлено: 16 июл 2013, 19:16 
Мэтр
Аватара пользователя

Союз музыкальных мастеров Сибири -

так решено было назвать профессиональную организацию, образованную на учредительной конференции, которая состоялась 26 марта 1998 г. в Новосибирском музыкальном колледже. Идея объединения мастеров музыкальных инструментов витала в воздухе уже не один год, так как на глазах был положительный пример активной деятельности Ассоциации фортепианных мастеров России, созданной в 1990 году. И все же, принимая решение о создании региональной организации, мы еще не знали, насколько жизнеспособной она окажется.
Оглядываясь на прошедшее десятилетие можно с уверенностью сказать, что Союз наш окреп и количественно, и качественно. Если на учредительной конференции присутствовало 28 мастеров из Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края, то сейчас количество членов СММС составляет более сотни и представляют они кроме названных областей еще и Омскую, Челябинскую, Тюменскую, Томскую, Амурскую области, республики Тува и Алтай, а также Красноярский и Хабаровский края. На прошедших за это время ежегодных семинарах около двух десятков пианино и роялей обрели вторую жизнь, прочитано множество лекций и проведены мастер-классы по различной тематике. Свою деятельность СММС осуществляет в тесной связи с АФМ России, являясь по своей сути ее восточным филиалом. За время существования Союза 15 сибирских мастеров участвовали в работе общероссийских семинаров и были приняты в члены АФМ России. В то же время ряд музыкальных мастеров, членов АФМ стали принимать участие в сибирских семинарах и вступили в СММС. Произошло еще большее сближение наших организаций, да это и закономерно - ведь цели и задачи у нас одни и те же. Прошедшие годы показали, что решение о создании профессионального союза музыкальных мастеров было правильным и своевременным.





Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Владимир Бирюков "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Продолжаю знакомить с деятельностью СММС
СообщениеДобавлено: 18 июл 2013, 19:49 
Мэтр
Аватара пользователя
Помещаю подробный рассказ В.А. Клопова о юбилейном семинаре СММС и что происходило до этого.


Одиннадцатый учебно-практический семинар фортепианных мастеров в Новосибирске —
10 лет Союзу музыкальных мастеров Сибири

Семинары в Новосибирске стали уже привычным явлением. Фортепианные мастера огромного региона от Урала до Дальнего Востока каждый год собираются вместе, чтобы обсудить свои профессиональные проблемы, приобрести новые знания и навыки, «из первых рук» — от опытных мастеров-наставников. Однако в этом году традиционный семинар имел особый, юбилейный характер: 10 лет исполнилось той общественно-профессиональной организации, которая проводит эти семинары — Союзу музыкальных мастеров Сибири.

В теперь уже далеком 1998 году собрались вместе лучшие мастера Новосибирска и Барнаула и решили объединить под эгидой новой организации ранее разрозненные силы представителей нашей профессии, живущих и работающих в этом регионе. Первой значительной акцией вновь созданного Союза был проведенный в июне того же 1998 года региональный семинар фортепианных мастеров. В ту пору уже получили известность семинары, проводимые Ассоциацией фортепианных мастеров России, они в какой-то мере послужили образцом для подражания. Тем не менее, новосибирский семинар с самого начала имел и собственные черты, отличающие его от мероприятий АФМ. Назовем здесь пока только чисто географическое положение Новосибирска: из Кемерова или Новокузнецка приехать сюда проще и дешевле, чем в Москву или Петербург. Об остальных отличиях мы поговорим позже, а пока вернемся в год рождения СММС.

На первый семинар удалось собрать слушателей из Новосибирска, Барнаула и близлежащих областей в довольно скромном количестве 28 человек. «Проба пера» оказалась удачной. Организаторы сразу сумели установить высокую профессиональную планку: в качестве ведущих педагогов были приглашены наиболее опытные мастера региона (в их число посчастливилось попасть и автору этих строк). Удачное соотношение теоретических лекций и практических занятий дало возможность слушателям с самым различным уровнем подготовки обогатить свой опыт новыми знаниями и навыками. Все участники семинара единодушно отмечали его высокий уровень и результативность.

Успех первого семинара вдохновил организаторов, и было решено проводить такие семинары ежегодно, приурочивая их к весенним каникулам, поскольку приезжающие мастера в большинстве своем работают в музыкальных школах и именно в этот период имеют возможность с наименьшими потерями отлучиться на неделю с работы, чтобы съездить на семинар.

Второй семинар состоялся в марте 1999 года. Здесь впервые возникла мысль провести в рамках семинара серьезную ремонтную работу и сдать восстановленный инструмент «под ключ» его владельцу — учреждению, предоставившему «крышу» для проведения семинара. Так, совместными усилиями ведущих педагогов и слушателей был впервые приведен в рабочее состояние сильно изношенный рояль «Петроф» в Новосибирской филармонии. Это стало традицией, и на всех последующих семинарах их участники проводили основательный ремонт одного-двух инструментов в разных учебных или концертных заведениях Новосибирска. На протяжении десятилетней истории семинаров силами их участников было «реанимировано» — приведено в рабочее состояние более десятка «умирающих» и уже «мертвых» роялей и пианино в музыкальных школах и колледжах города. Восстановленные инструменты исправно служат и будут служить еще не один десяток лет, а музыканты, играющие на них, — добрым словом вспоминать мастеров, участвовавших в ремонте этих инструментов.

В последующие годы неуклонно расширялся состав и география участников семинаров. Число слушателей росло, люди приезжали учиться и обмениваться опытом из самых дальних уголков Сибири и Дальнего Востока. Росло и число ведущих педагогов: в разные годы в Новосибирск приезжали поделиться знаниями и опытом такие мастера, как Н.А.Головкин из Москвы, Ф.Ф.Фрик из Челябинска, С.Н.Якименко из Омска. По инициативе С.Н.Якименко десятый семинар был проведен в Омске, и эта «выездная сессия» нашего семинара тоже оказалась удачной.

Однако нынешний семинар, ознаменовавший десятилетие СММС побил все предыдущие рекорды. В число ведущих педагогов, помимо постоянных участников команды наставников — В.С.Бирюкова, Н.П.Жибы, В.А.Клопова — включились двое мастеров из зарубежья, и на этот раз — дальнего. Звездой семинара стал главный технолог известной немецкой фирмы «Аугуст Фёрстер» г-н Франк Израэль. В качестве ведущего педагога приехал на семинар Е.В.Пашнев, ныне живущий в Греции — один из участников учредительной конференции, на которой 10 лет назад был образован СММС. Рекордным оказалось и число слушателей: 65 человек из едва ли не всех краев и областей Сибири и Дальнего Востока.

К чести хозяев семинара, его работа была организована образцово. Всех участников распределили на три группы, с каждой из которых ведущие педагоги провели все запланированные занятия. А программа была насыщенной. Маэстро из Германии провел практические занятия по регулировке механики и интонировке рояля «Аугуст Фёрстер». Актуальность этих тем не вызывает сомнений: рояли этой фирмы составляют заметную долю в общероссийском рояльном парке, а кроме того, те профессиональные секреты, которыми щедро поделился Франк Израэль, применимы к роялям любой марки.
Гость из Греции (но все-таки — свой: он родом из Барнаула) провел основательный анализ процессов износа механики рояля и пианино и способов противостоять этим процессам и компенсировать их. Автор этих строк поделился со слушателями своим опытом регулировки одного из наиболее ответственных узлов механики рояля — шпилера в его взаимодействии с барабанчиком гаммерштиля, применительно к инструменту с заметным износом механики. Мастер из Барнаула Н.П.Жиба провел практические занятия по замене головок молотков и демпферов пианино, а также продемонстрировал слушателям целый комплекс упражнений по развитию профессионального слуха настройщика и по приемам работы настроечным ключом. Президент СММС и бессменный ведущий педагог всех новосибирских семинаров В.С.Бирюков провел практические занятия по перегарнировке клавиатуры рояля, а также на лекционном занятии рассказал о методах реализации равномерно-темперированного строя. Помимо перечисленного выше, для всех желающих проводились индивидуальные занятия-консультации по интересующим слушателей вопросам.

В рамках нынешнего семинара, как и ранее, был проведен капитальный ремонт «пожилого» рояля «Аугуст Фёрстер». Здесь отличились новосибирские мастера Сергей Гофман и Игорь Субочев. Были заделаны трещины в деке, дека была заново отлакирована, была заново окрашена и припасована чугунная рама. Мастера провели сложнейшую работу по изготовлению нового вирбельбанка и полностью заменили струнную одежду. Замена гарнировки клавиатуры была проведена слушателями в рамках уже упомянутого практического занятия. Таким образом, Новосибирская средняя специальная музыкальная школа-колледж получила взамен «пожилого» и изношенного практически новый рояль.

Словом, юбилейный семинар удался — таково было мнение всех его участников. В этом, безусловно, проявил себя результат серьезных усилий его организаторов и в первую очередь Президента СММС В.С.Бирюкова, всех ведущих педагогов, основательно подготовивших материал своих занятий и проведших их на достойном уровне.

Одним из главных итогов 10-летней деятельности СММС можно считать тот факт, что именно благодаря семинарам — как московским, так и новосибирским — у молодых представителей нашей профессии была и есть постоянная возможность учиться, а у опытных мастеров — поделиться своими знаниями с молодежью. Но и не только: сами «маститые» от общения друг с другом, да и со слушателями, обогащают свой опыт, имеют возможность познакомиться с самыми свежими технологическими и теоретическими находками своих коллег. Даже сама подготовка к занятиям на очередном семинаре дисциплинирует мысль мастера, заставляет его внятно и системно изложить для слушателей имеющийся материал (хотя бы конспективно). Так общение педагогов со своими учениками оказывается полезным взаимно.

Несмотря на то, что наконец создана и начала функционировать государственная система подготовки и повышения квалификации фортепианных мастеров (Школа настройщиков в московском Строительном колледже №12), она пока делает свои первые шаги и подобные семинары еще долго будут играть большую роль в деле воспитания кадров для нашей профессии.

Несколько слов в порядке сравнения семинаров АФМ и СММС. Московские семинары с самого начала ориентированы были на мастеров ведущих зарубежных фортепианных фирм. В этом есть свое преимущество: сведения о фирменных приемах, методах и тонкостях обслуживания мы получаем там из первых рук. Но в этой установке можно отметить и недостаток: трудности перевода с языка на язык, отсутствие возможности непосредственного общения слушателей с мастером, разница в условиях работы, финансировании и возможностях приобретения запчастей и материалов. Ведущие педагоги новосибирских семинаров досконально знают эти наши специфические условия, сами в них работают (хотя пора бы уже и нам перестать «латать тришкин кафтан» добывая материалы и запчасти из списанных инструментов). И никаких языковых проблем: мастера и слушатели в Новосибирске всегда понимают друг друга без помощи переводчиков.

В этом смысле наш юбилейный семинар был шагом в направлении сближения с традицией АФМ: г-н Франк Израэль общался с нашими слушателями все-таки при помощи переводчика. Но и в московских семинарах в последние годы все чаще мастер-классы проводят российские мастера. Очевидно, что такое сближение неслучайно: организаторы семинаров, как в Москве, так и в Новосибирске, ищут и находят наиболее эффективные формы своей работы.

Юбилейный семинар со всей определенностью показал, что его творческий потенциал и уровень профессионализма, высокий с самого начала существования СММС, продолжает расти. Но для реализации этого роста нам нужно добиться понимания и поддержки со стороны руководителей тех учебных и концертных учреждений, в которых работают наши потенциальные и реальные участники семинаров. Забота о повышении квалификации своих сотрудников — святая обязанность руководителя любой бюджетной организации, и директора музыкальных школ, училищ и филармоний должны понять, что затраты на командировку мастера на семинар окупятся сторицей.

Очень хотелось бы также некоторой материальной поддержки со стороны властей в финансировании самих семинаров. В рамках бюджетов города, области, а уж тем более всей России те средства, которые могли бы позволить семинарам стать еще более эффективными, расширить число их участников, приглашать самых авторитетных мастеров из России, ближнего и дальнего зарубежья, составили бы сравнительно небольшую величину, а отдача от этих сумм в виде грамотного и профессионального обслуживания пианино и роялей в учебных и концертных учреждениях страны продлила бы жизнь инструментов. Отрадно, что первая ласточка в этом отношении уже имела место на нашем юбилейном семинаре. Следует высказать слова благодарности администрации Новосибирской области, выделившей средства для оплаты участия в семинаре мастеров из области и самого Новосибирска — хороший пример для подражания руководителям и других областей, из которых приезжают в Новосибирск учиться фортепианные мастера.

Итак, Союз музыкальных мастеров Сибири уже вступил во второе десятилетие своего существования. Пожелаем всем руководителям и рядовым членам этого истинно творческого союза держать взятый темп в своей деятельности — столь важной и нужной, особенно сегодня, когда от нас зависит, быть или не быть фортепианному парку России, ветшающему со временем и почти не пополняющемуся новыми инструментами. А это, в известной мере, значит, быть или не быть музыкальной культуре страны. И я уверен, Союз музыкальных мастеров Сибири будет на высоте стоящих перед ним целей и задач.



10.04.2008.
В.А.Клопов, член АФМ и СММС, г. Алматы.




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Владимир Бирюков "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Экскурс в историю СММС
СообщениеДобавлено: 26 июл 2013, 17:20 
Мэтр
Аватара пользователя
Уважаемые коллеги, это материал еще 2009 года, но, я думаю, он актуален и сегодня.



Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Прежде всего, хочу поздравить вас со знаменательной датой - 300-летием появления на свет прародителя современного фортепиано – хаммерклавира Бартоломео Кристофори. К сожалению, жизненные обстоятельства не дают мне возможности лично присутствовать на конференции, посвященной этому событию. Мое сообщение, которое я прошу организаторов довести до сведения участников форума, не связано напрямую с объявленной тематикой, но полагаю, что оно представит не меньший интерес, так как касается каждого из нас. А поговорить я хочу о взаимоотношениях между фортепианными мастерами и пианистами, т.е. людьми, для которых мы, собственно говоря, и работаем, для кого и существует наша профессия. Скажу больше: обе наши профессии – музыканта и музыкального мастера – настолько тесно связаны, что, в принципе, не могут одна без другой существовать! А это значит, что все вопросы наших взаимоотношений следует рассматривать, исходя именно из этой концепции. Как-то случилось так, что за все время существования АФМ эта проблематика оставалась в стороне и только на одном из последних семинаров состоялось выступление профессора московской консерватории В. К. Мержанова, посвященное нашему сотрудничеству. Между тем, вопросов накопилось достаточно много и давно уже назрела необходимость вынести их на всеобщее обсуждение. В первую очередь, следует обсудить проблемы взаимного непонимания между музыкантами и настройщиками, а что они существуют, каждый из нас знает не понаслышке. С одной стороны – это незнание некоторыми пианистами всей сложности и многогранности нашей работы с инструментами и вообще примитивное представление о настройке фортепиано. С другой – низкий уровень квалификации немалой части настройщиков фортепиано и полная неосведомленность о требованиях, предъявляемых к инструменту, незнание игровых ощущений музыканта. А если все это еще помножить на чисто субъективный фактор, т.е. амбициозность любой из сторон, то, в результате, нередко возникают нежелательные конфликтные ситуации, которых при устранении вышеупомянутых причин вполне можно избежать. Основой в таких случаях должно быть взаимное уважение и доброжелательное отношение друг к другу. В подтверждение этого могу привести в качестве примеров высказывания двух наших известнейших и уважаемых музыкантов:


Цитата:
Дорогие друзья! Вы делаете очень важное дело. Роялей в России великое множество, а настоящих мастеров, к сожалению, единицы. Дай вам Бог освоить все премудрости вашей нужнейшей профессии. Желаю вам счастья и радости!
Ваш Николай Петров. Март 2003г.

Цитата:
Желаю участникам семинара интересной и плодотворной работы! Знаю и понимаю, как важны ваша помощь и умение для реализации артистических идей на инструментах, которые часто находятся далеко не в лучшем состоянии. Во всем мире количество мастеров высокой квалификации за последние годы сократилось и в наших, российских условиях особенно важно воспитать новое поколение мастеров-профессионалов. Знайте, что вы помощники и, в какой-то степени, соучастники нашей концертной деятельности!
Всего вам хорошего!
Дмитрий Башкиров
Народный артист России, профессор
15 марта 2004г.

Оба этих пожелания были направлены в адрес участников семинаров Союза музыкальных мастеров Сибири в г. Новосибирске.
Подводя итог сказанному, считаю, что у нас есть прекрасная возможность начать столь необходимое движение друг к другу. Ведь в последние годы в ряды фортепианных мастеров влилось немало профессиональных пианистов, и грех не использовать этот потенциал. В общем, надо немедля организовывать «ликбез» для обеих сторон нашего содружества.


Фортепианный мастер Новосибирской филармонии
Президент Союза музыкальных мастеров Сибири
Владимир Бирюков.
25.04.09




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Владимир Бирюков "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, Paulo_Colins
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles