ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Комментарии к семинарам СММС
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 17:39 
Мэтр
Аватара пользователя
С некоторым опозданием помещаю подробный комментарий В.А. Клопова к прошедшему семинару СММС


15 лет Союзу музыкальных мастеров Сибири

Союз музыкальных мастеров Сибири отметил свой 15-летний юбилей. В теперь уже далеком 1998 году (прошлый век!) фортепианные мастера региона решили объединиться и создать свой союз. В какой-то мере, образцом для подражания для учредителей СММС послужила российская Ассоциация фортепианных мастеров. Одной из главных своих задач новый Союз видел в том, чтобы дать музыкальным мастерам огромного сибирско-дальневосточного региона России возможность регулярного общения между собой, обмена опытом и повышения квалификации. С этой целью было решено ежегодно созывать коллег на учебно-практические семинары, где наиболее опытные мастера могли бы делиться со слушателями своими знаниями и умениями. Первый такой семинар состоялся в июне 1998 года в Новосибирске. В нынешнем 2013-м году 15-летие СММС ознаменовалось 16-м семинаром, прошедшим также в Новосибирске с 19-го по 23 августа в стенах Средней специальной музыкальной школы (колледжа), уже не раз предоставлявшей свои помещения для проведения наших семинаров.


Более тридцати слушателей съехались из многих городов и сел Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Алтайского края. В связи с «полукруглой» датой — 15-летием СММС — обычная программа семинарских занятий в первый день была дополнена конференцией, на которой были продемонстрированы видеозаписи, сделанные на первом семинаре СММС в 1998 г. и некоторых более поздних наших встречах, в частности, на юбилейном 10-м семинаре 2008 года. Старожилы семинара поделились со слушателями своими воспоминаниями, руководители НССМШ и Новосибирского отделения Всероссийского музыкального общества, а также Администрации Новосибирской области поздравили участников семинара с юбилеем и высказали свои добрые пожелания.


Как и раньше, в нынешнем семинаре опытные педагоги провели со слушателями семинара групповые занятия по различными насущным для действующих фортепианных мастеров практическим и теоретическим темам. Мастер из Барнаула Н.П.Жиба рассказал слушателям об истории формирования музыкальных строев, сосредоточив основное внимание на специфике пифагорова и «чистого» строя как предшественников ныне распространенной равномерной темперации. Президент СММС, душа и главный организатор наших семинаров В.С.Бирюков рассказал о среднетоновой темперации, некогда (XVII в.) очень популярной, а ныне находящей своих приверженцев среди музыкантов, исполняющих музыку той эпохи. Эту темперацию мастер продемонстрировал слушателям практически: настроил клавесин. На этом клавесине, а также на клавикордах замечательная новосибирская клавесинистка (и не только) Анна Недоспасова исполнила несколько произведений эпохи раннего Барокко, сопроводив свое исполнение очень содержательной лекцией. Стоит добавить, что если клавесин, за последние десятилетия переживающий своего рода Ренессанс, знаком многим мастерам, то клавикорды абсолютное большинство присутствовавших видели и слышали впервые.


Автор этих строк поделился со слушателями семинара опытом работы с компьютерной настроечной программой TuneLab, познакомив их с возможностями этой и аналогичных программ и обозначив пределы их возможностей. Еще одно его групповое занятие было посвящено вопросу поисков оптимальных параметров регулировки механики пианино и роялей с учетом требований и предпочтений пианиста.


Значительную долю учебного времени семинара его организаторы посвятили практическим занятиям по регулировке фортепианной механики. Слушатели разделились на четыре группы, в каждой из которых смогли практически поработать с механикой инструмента все ее участники. Вели практические занятия все вышеперечисленные преподаватели, к которым присоединился также мастер из Челябинска Ф.Ф.Фрик.


Помимо объявленной программы семинара, серьезным довеском к ней стал, как и всегда, внеаудиторный обмен опытом: общение в кулуарах было активным и плодотворным. Многие мастера, как опытные, так и не очень, делились друг с другом своими технологическим находками и «маленькими хитростями».


В завершение семинара был организован «круглый стол», на котором обсуждались планы Союза музыкальных мастеров Сибири на будущее, предлагались темы для следующего семинара и ставились некоторые организационные вопросы.


В дни семинара пополнились ряды СММС: четверо наших молодых коллег были приняты в Союз. Все это свидетельствует о том, что профессия наша, несмотря на все трудности, жива и будет жить, а трудности эти преодолимы. По окончании семинара все его участники уезжали домой буквально окрыленные, с настроем на творческое претворение в своей работе новых знаний, полученных на семинаре, и с надеждой на будущие встречи.



В.А.Клопов (Алматы, Казахстан)




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии В.А. Клопова к семинарам СММС
СообщениеДобавлено: 06 окт 2014, 14:28 
Administrator
Аватара пользователя
Подробный комментарий В.А. Клопова к Томскому семинару



17-й международный семинар
Союза музыкальных мастеров Сибири

(Томск, 18 – 22 августа 2014 г.)


Очередной 17-й семинар СММС состоялся в Томске. Свыше тридцати фортепианных мастеров из разных городов и сел огромного сибирского региона собрались в этом старинном русском городе, чтобы обменяться опытом, повысить свое профессиональное мастерство, да и просто пообщаться с друзьями и коллегами. Нынешний семинар получил международный статус вполне заслуженно: ставший уже привычным педагогический состав семинара пополнился в этот раз замечательным мастером из Греции Евгением Валентиновичем Пашневым, принявшим самое активное участие в проведении занятий семинара. Как известно, и автор этих строк является иностранным гражданином, а тот факт, что оба этих «заграничных» преподавателя родились и значительную часть своей сознательной жизни провели в России – это уже не очень существенные детали.


Сразу хочется выразить от имени всех участников семинара – и ведущих, и «ведомых» – нашу глубокую благодарность принимающей стороне: руководству Томского государственного университета и Института искусств и культуры при ТГУ, сделавших все от них зависящее для успешного и плодотворного проведения семинара. Помимо собственно материальной базы семинара – аудиторий для занятий, парка «подопытных» инструментов и очень недорогого и удобно расположенного жилья, участникам семинара была предоставлена также интересная и насыщенная культурная программа: экскурсия по достопримечательным местам Томска, посещение музеев и концерта органной музыки. Особо считаю нужным поблагодарить фортепианного мастера ИИК Михаила Казанцева, взявшего на себя львиную долю всей непростой организационной работы.


Содержание занятий семинара было, как всегда, разнообразным и охватывало несколько тем, как теоретического, так и практического характера. «Гвоздем» программы семинара был ремонт неплохого, но сильно запущенного концертного рояля «Москва» начала 80-х годов, установленного в большом актовом зале института. В течение пяти дней семинара на нем были заменены молотки, заново сделана гарнировка клавиатуры, заменена значительная часть струн, сделана полная регулировка клавиатуры и механики, рояль был настроен и проинтонирован. Бóльшую часть ремонтных работ участники семинара выполнили под руководством Президента СММС Владимира Степановича Бирюкова, которому наиболее активно помогали Александр Ковалев (р.п. Яшкино Кемеровская обл.), Юрий Протас (г.Кемерово) и Евгений Псарев (р.п. Шушенское Красноярского края). Результаты проделанной работы смогли оценить все присутствующие, когда по их завершении пианистом, лауреатом международных конкурсов Павлом Шинкевичем был дан для руководства ТГУ и слушателей семинара небольшой концерт – рояль зазвучал великолепно! Как выразился сам исполнитель, у него было ощущение, что он играл на совершенно новом инструменте.


Теоретический раздел семинарских занятий был представлен двумя сообщениями автора этих строк, первое из которых было своего рода «римейком» занятия, проведенного на нашем самом первом семинаре в 1998 году и посвященного специфике обслуживания домашнего фортепиано. Этот вид работы составляет значительную часть нашей профессиональной деятельности и заметно отличается от работ по обслуживанию фортепиано в музыкальных учебных и концертных учреждениях. Второе сообщение было посвящено ставшей в последнее время очень популярной у европейских и американских мастеров темперации Бернхарда Штоппера, анализу ее сути и места в истории поисков «идеального строя фортепиано».


С целым «букетом» интересных сообщений выступил Е.В.Пашнев. Вот названия тем проведенных им занятий: «Новые технологии в техническом обслуживании фортепиано», «Свинцевание клавиатуры», «Регулировка механики на старом рояле», «Настройка двух роялей в унисон с помощью TuneLab». На двух последних занятиях Евгений Валентинович и автор этих строк впервые опробовали новый для семинаров СММС жанр своего рода «ток-шоу», в котором оба ведущих раскрывали содержание темы в диалогах, порой переходящих даже в спор, к диалогам активно привлекались и участвовали в них и слушатели. Все это заметно оживляло обстановку, способствовало привлечению внимания слушателей к сути рассматриваемых проблем.


Постоянный ведущий наших семинаров мастер из Барнаула и вице-президент СММС Николай Павлович Жиба сосредоточился в этот раз на практических темах, проведя со слушателями занятия по настройке фортепиано, регулировке механики и технологии замены вирбелей.


Мастер из Челябинска Федор Федорович Фрик познакомил слушателей семинара с технологией полного комплекта операций по регулировке демпферной системы рояля.


Вторая половина предпоследнего дня работы семинара была посвящена практическим занятиям, содержание которых предлагалось самими слушателями.


И конечно, в кулуарах семинара на протяжении всех пяти дней его работы участники, как ведущие, так и «ведомые», щедро делились друг с другом своими знаниями, технологическими находками и изобретениями в плане разного рода приспособлений и регулировочного инструментария.


Стоит отметить внимание, оказанное работе семинара местными СМИ: два телеканала, один из которых оказался филиалом общероссийского, дали в эфир довольно объемную информацию о семинаре и представили телезрителям несколько интервью с ведущими педагогами семинара. Часть этого видеоматериала выложена на сайте АФМ России www.afmforum.ru в разделе «РОО Союз музыкальных мастеров Сибири – События – Ежегодные семинары СММС.» Там же помещены фотографии, сделанные во время занятий семинара.


В заключительный день семинара состоялся круглый стол, на котором участники обменялись мнениями о проведенных занятиях, отметили их достоинства и недостатки и наметили тематику будущего семинара. А после, как обычно, было торжественное закрытие семинара, вручение сертификатов его участникам и благодарностей особо отличившимся из них, недолгий и совершенно безалкогольный, но веселый и вкусный фуршет.


Пришла пора прощаться. Участники семинара уезжали домой, увозя с собой не только новые знания и навыки, но и самые теплые воспоминания о гостеприимстве томичей, незабываемые впечатления об их прекрасном городе. Впереди – новые семинары, планы и содержание которых мы все обдумываем уже сейчас.



В.А.Клопов (Алматы, Казахстан)




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю AlexHutor "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии В.А. Клопова к семинарам СММС
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2015, 20:58 
Administrator
Аватара пользователя
Комментарий В.А. Клопова к Новосибирскому семинару



18-й региональный семинар
Союза музыкальных мастеров Сибири

(Новосибирск, 02 – 06 ноября 2015 г.)


После «выездного» 17-го семинара, состоявшегося более года назад в Томске, очередной 18-й семинар СММС вернулся в Новосибирск. «Крышу» для проведения этой творческой встречи энтузиастов фортепианного дела предоставила 11-я Детская школа искусств на левом берегу Оби. К сожалению, нынешний семинар не смог похвастаться рекордным числом участников: произошедшие за минувший год разного рода события на мировой политической арене и последовавшие за ними финансовые затруднения, по-видимому, помешали многим из тех, кто постоянно участвовал в наших семинарах, приехать в Новосибирск в этом году. И тем не менее, 24 фортепианных мастера из разных городов и сел огромного сибирского региона все-таки сумели преодолеть все препятствия, чтобы обменяться опытом, повысить свое профессиональное мастерство, да и просто пообщаться с друзьями и коллегами.


От имени всех участников семинара – и ведущих, и «ведомых» – считаю своим долгом выразить нашу глубокую благодарность принимающей стороне и прежде всего директору ДШИ Бородаенко Борису Ивановичу. Семинаристам были предоставлены необходимые инструменты (рояли и пианино), удобные для проведения занятий помещения. К тому же достаточно комфортная, недорогая и близко расположенная гостиница, где размещались иногородние участники и вполне сносное питание в здесь же находящемся кафе способствовали созданию для участников атмосферы удобства и уюта.


Наш 18-й семинар был проведен вскоре после важного для нашей профессии, не побоюсь сказать, исторического события мирового масштаба: с 7-го по 13-е сентября состоялся 19-й Симпозиум IAPBT (Международная Ассоциация производителей фортепиано и фортепианных техников) и Конгресс Европиано. В Москву съехались наши коллеги и представители смежных профессий со всего мира: страны Европы, Америки, Азии и Австралия были представлены многочисленными делегациями. До начала работы Симпозиума и Конгресса Квалификационная комиссия Европиано провела в Москве экзамен на Евросертификат для российских мастеров. На этом экзамене хороший профессиональный уровень сумел продемонстрировать активный участник наших семинаров Буян Ховалыг (г. Кызыл): его результаты по всем разделам экзамена были заметно выше среднего уровня мастеров, сдававших экзамен. Мне посчастливилось принять участие как в этом экзамене, так и в работе Конгресса, поэтому в первый день работы семинара мне было поручено рассказать участникам об этих событиях.


Что же касается основного содержания занятий нынешнего семинара, то оно, как и всегда, включало в себя несколько различных тем, как теоретического, так и практического характера. Смысловым стержнем программы семинара был ремонт двух роялей: концертной «эстонии» начала 90-х годов, установленной в большом концертном зале, и кабинетного «вайнбаха» в малом зале школы. В течение пяти дней семинара на обоих роялях была заново сделана гарнировка клавиатуры, заменена значительная часть струн, сделана полная регулировка клавиатуры и механики. Кроме того, на «вайнбахе», находившемся в более плачевном состоянии, чем «эстония», пришлось вклеить новые молотки, в оригинале практически полностью изношенные, и многое заменить непосредственно в самой механике. Естественно, что после проведения всех ремонтных работ оба рояля были настроены и проинтонированы. Основную часть ремонтных работ на «эстонии» участники семинара выполнили под руководством мастера из Кемерова Ю.М.Протаса, которому наиболее активно помогал И.В.Вахрушев из Новосибирска. Над «вайнбахом» трудились Е.В.Псарёв (Шушенское Красноярского края) и А.А.Ковалев (Яшкино Кемеровской области) при активном участии В.В.Слободчикова (г. Новокузнецк Кемеровской области). Небольшой концерт, состоявшийся в последний день работы семинара, дал участникам возможность реально ощутить результаты работы, проделанной с «эстонией»: рояль под руками пианиста Ивана Неклюдова зазвучал великолепно. Оценить обновленный голос «вайнбаха» мы все смогли уже по окончании официальной части семинара: состоялся импровизированный концерт силами самих участников семинара, среди которых оказалось немало достойных внимания пианистов.


Заметно расширен был на 18-м семинаре практический раздел семинарских занятий. Три дня из пяти были посвящены индивидуальным практическим занятиям, на которых Президент СММС В.С.Бирюков, мастер из Барнаула Н.П.Жиба и автор этих строк делились со слушателями семинара своим практическим опытом по большому кругу вопросов технологии настройки, ремонта и регулировки механики фортепиано. В известной мере, практическую направленность имели и два групповых семинарских занятия, проведенные в среду 4-го ноября. Н.П.Жиба провел мастер-класс по диагностике фортепиано, а я поделился со слушателями технологией настройки фортепиано с подъемом общей высоты строя.


Собственно теоретический раздел семинара был представлен групповым занятием необычного жанра, в котором в форме дискуссии четырех опытных ведущих – В.С.Бирюкова, Н.П.Жибы, В.А.Клопова и Ю.Н.Кондратьева – был представлен сравнительный анализ различных технологий темперирования. Важным и относительно новым моментом здесь было расширение понятия «темперация» на весь диапазон фортепиано.


И как это всегда бывает на наших семинарах, его участники, как ведущие, так и «ведомые», на протяжении всех пяти дней щедро делились друг с другом своими знаниями, технологическими находками и изобретениями в плане разного рода приспособлений и регулировочного инструментария.


Вечер четвертого дня семинара был посвящен проведению отчетно-перевыборной конференции СММС, на которой прежний состав Президиума отчитался о проделанной за 5 лет работе, и был избран новый Президиум, в который вошли представители более молодого поколения сибирских фортепианных мастеров И.Вахрушев (Новосибирск), А.Ковалев (Кемеровская область), М. Казанцев (Томск) и А.Романов (Барнаул). Это обстоятельство очень отрадно: оно доказывает, что старшему поколению есть кому передать эстафету, и наше дело будет продолжено.


Сразу после окончания конференции было проведено заседание нового состава Президиума, на котором Президентом СММС был вновь избран В.С.Бирюков, а молодые члены Президиума активно включились в работу, сделав ряд интересных предложений по улучшению дальнейшей деятельности СММС.


Можно пожалеть о том, что в этот раз не удалось обеспечить видеосъемку семинарских занятий, и даже фотографий было сделано явно недостаточно для фиксации и дальнейшего использования представленных на семинаре материалов. Моя статья о настройке с подъемом строя, написанная по материалам проведенного на семинаре занятия, будет выложена на форуме АФМ России ( http://afmforum.ru ) в разделе «Библиотека форума».


В заключительный день семинара состоялся круглый стол, на котором участники обменялись мнениями о проведенных занятиях, отметили их достоинства и недостатки и наметили тематику будущего семинара. А после, как обычно, было торжественное закрытие семинара и вручение сертификатов его участникам.


По пути домой – у кого-то из участников семинара долгом, у кого-то короче – каждый из нас, я уверен, с удовольствием вспоминал события этих пяти дней.



В.А.Клопов (Алматы, Казахстан)




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю AlexHutor "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к семинарам СММС
СообщениеДобавлено: 10 июл 2016, 11:38 
Мэтр
Аватара пользователя

19 региональный семинар СММС
г. Кемерово 20 – 24 июня 2016 г.


Данный семинар СММС вновь оказался «выездным».Это произошло благодаря инициативе кемеровских фортепианных мастеров Юрия Протаса и Александра Ковалева. Благодаря их энтузиазму и энергии, а также активной поддержке руководства областного музыкального колледжа, на базе которого и состоялся семинар, все намеченное программой было успешно выполнено в полном объеме. А программа семинара была предельно насыщенной: основная работа была сосредоточена на трех инструментах. Причем на двух из них – пианино Petrof и кабинетный рояль Gebr. Niendorf, имеющих достаточно солидный возраст и, соответственно, значительный износ, были проведены полномасштабные ремонтные работы – замена вирбелей (рояль) и замена молотков (пианино). Работу на них возглавили наш вице-президент Н. П. Жиба – замена вирбелей и штатный настройщик кемеровской филармонии, член АФМ России А. Я. Чащевой. Несмотря на большой опыт и высокий уровень квалификации, работа на семинаре в качестве ведущего педагога оказалась для А. Я. Чащевого делом новым, но он успешно справился с этой задачей. Третий инструмент – рояль Я, Беккер, находящийся на сцене малого концертного зала колледжа и будучи еще сравнительно новым (около 10 лет эксплуатации) не нуждался в ремонтных операциях, но, поскольку он используется в колледже в качестве концертного, ему необходимо было провести полный цикл регулировки клавишно-молоточкового и педального механизмов, а также настройку и интонировку, чем и пришлось заниматься автору этих строк, т.е. мне.


Надо сказать, что особой благодарности заслуживают наши помощники – ассистенты ведущих преподавателей семинара. Это Александр Ковалев и Юрий Протас (Кемерово), Владимир Слободчиков (Новокузнецк), Алексей Островский (Барнаул). Но особенно я бы выделил добровольных помощников – молодых мастеров Ивана Вахрушева, Ивана Гражданова (Новосибирск) и Александра Романова (Барнаул). Кстати, Ивану Вахрушеву было предложено осуществить руководство индивидуальной практикой по выполнению рядовыми участниками семинара различных регулировочных и мелких ремонтных работ, с чем он блестяще справился и стал, таким образом, четвертым ведущим преподавателем семинара. Замечательно, что у нас в Сибири в сообществе фортепианных мастеров подрастает достойная смена, а это значит, что дело наше живет!


Как уже было сказано, руководство колледжа в немалой степени способствовало успешному проведению семинара и в этом главная заслуга директора Юдиной Светланы Анатольевны, за что ей признательность и благодарность от всех участников семинара .Всем иногородним участникам, нуждающимся в жилье, была предоставлена возможность поселиться в удобной и сравнительно недорогой гостинице. С питанием также не было никаких проблем.


Возвращаясь к оценке семинарских занятий, следует сказать, что каждый участник провел эти пять дней с большой пользой для себя. Любой имел возможность попрактиковаться в выполнении интересующей его ремонтной, регулировочной или настроечной операции, а также задать любой, интересующий его вопрос ведущему преподавателю или более опытному коллеге и получить исчерпывающий ответ. А еще на этом семинаре был проведен интересный эксперимент: при распределении функций между преподавателями и их помощниками Юрию Протасу была отведена роль так называемого координатора. А заключалась она в том, чтобы периодически информировать участников о том, что в данный момент происходит в классах, где идет работа с инструментами, какие выполняются операции. Таким образом, каждый имел возможность подойти к наиболее интересующему его «объекту». И, благодаря этой информации, семинаристы в основном равномерно по количеству распределялись по ремонтируемым инструментам. И вообще на семинаре постоянно ощущалась деловая, творческая атмосфера. Безусловно, это очень радует и лишний раз подтверждает, что такие встречи музыкальным мастерам очень нужны, они несомненно способствуют повышению уровня квалификации и росту профессионального мастерства. Как и на прошлых семинарах, не обошлось без совсем не опытных, так называемых «нулевиков». Для них были запланированы и проведены специальные занятия. И этот факт тоже очень радует – понемногу наши ряды пополняются.


Очень жаль, что в этот раз по объективным причинам не смог приехать наш постоянный ведущий и главный теоретик В.А. Клопов, а также частый гость и ведущий Ф.Ф. Фрик. От В.А. Клопова, Е. В. Пашнева и ряда других мастеров мы получили поздравления, с которыми познакомили всех участников, а в день открытия семинара всем его участникам было очень приятно увидеть и услышать приветственное видеообращение президента АФМ В.К. Частных.


В этом году наш Союз отметил свое «совершеннолетие» - 18 лет. За это время было проведено 19 семинаров, значительно расширилась география влияния СММС – от Урала до Камчатки. Не за горами и 20-летие.



Президент СММС, Заслуженный деятель
Всероссийского музыкального общества
В.С. Бирюков


10. 07.2016 г.



Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Владимир Бирюков "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, g-dya
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к семинарам СММС
СообщениеДобавлено: 20 ноя 2018, 22:33 
Administrator
Аватара пользователя
Комментарий В.А. Клопова к Новосибирскому семинару



21-й региональный учебно-практический семинар
Союза музыкальных мастеров Сибири

(Новосибирск, 04 – 09 ноября 2018 г.)


Нынешний семинар проходил под знаком ХХ-летнего юбилея Союза музыкальных мастеров Сибири. Чуть больше 20 лет назад, в марте 1998 года, ведущие мастера региона решили, что быть вместе – лучше, чем по отдельности, и создали этот замечательный Союз. (К слову, примерно в ту же пору в других регионах России также были организованы аналогичные объединения, например, в Кирове, Ростове-на-Дону, но они, по разным причинам, просуществовали недолго.)


В том же 1998 году, в июне, состоялся и первый семинар СММС, на котором была опробована эта, для нас тогда еще новая форма обучения и обмена опытом между мастерами. Эту идею сибиряки до некоторой степени заимствовали у семинаров АФМ России, получивших к тому времени достаточную известность. Но с первого же семинара СММС наши встречи отличались от московских своей спецификой: все по-русски, все с полным учетом нашей российской специфики, все в живом и непосредственном общении всех без исключения мастеров, от самого начинающего до самого опытного.


За прошедшие 20 лет силами участников семинаров СММС в разных учебных и концертных учреждениях Новосибирска (а также Омска, Томска и Кемерова – в этих городах также были проведены наши семинары) были отреставрированы рояли и пианино общим числом свыше двух десятков. Во многих случаях это были запредельно изношенные, умирающие инструменты, которым умелые руки наших мастеров дали новую жизнь. Но самое главное, – все участники семинаров, как начинающие, так и более опытные, включая и самих ведущих педагогов, в процессе этих ремонтов приобретали новые знания и навыки, повышали свой профессиональный уровень, обогащали свой опыт.


21-й семинар СММС проходил с 04 по 09 ноября в стенах Малого зала Новосибирской государственной филармонии. В качестве ведущих преподавателей на этот семинар были приглашены замечательные мастера из европейской части России – Евгений Акимов (Москва), Владимир Тахтамышев и Кироп Хатламаджиев (Ростов-на-Дону). Из постоянного состава педагогов семинара в нем участвовали, как всегда, наш Президент В.С. Бирюков (Новосибирск), Н.П. Жиба (Барнаул), Ф.Ф. Фрик (Челябинск) и автор этих строк (Алматы). Число слушателей в этот раз не было рекордным (многие из желающих не смогли приехать из-за разных праздничных мероприятий на работе), но тем не менее, аудитория семинара была достаточно представительной: 33 слушателя из разных городов и сел региона на семинар все же собрались. Отрадно, что растет число молодежи, включающейся в нашу профессию и желающей через семинары СММС повысить свою квалификацию.


Как всегда, в рамках нынешнего семинара были проведены лекционные занятия по ряду тем, имеющих актуальный характер для участников. Так, Н.П. Жиба рассказал слушателям о должностных обязанностях фортепианного мастера, работающего в учебном или концертном заведении, о содержании нормативных документов, регламентирующих его отношения с администрацией. Мастер из Челябинска Ф.Ф. Фрик провел занятие, посвященное пропиткам фортепианных молотков, используемых при их интонировке. Мое сообщение имело теоретическую направленность и было посвящено физике колебаний фортепианных струн.


Как и на прежних семинарах, были проведены разнообразные групповые и индивидуальные занятия с начинающими и малоопытными участниками, посвященные технике и технологии настройки фортепиано и регулировки механики пианино и рояля. Эту часть работы семинара взяли на себя преподаватели Н.П. Жиба и автор этих строк. Владимир Степанович Бирюков на этот раз сосредоточил свои силы полностью на организационной работе, которой по разным причинам оказалось заметно больше, чем на предыдущих семинарах.


Самая важная и объемная часть работы нынешнего семинара заключалась в проведении капитального ремонта рояля. «Подопытным кроликом» для участников семинара стал созданный в 1990-х годах умельцами московского комбината мебели и музыкальных инструментов «Лира» концертный белый рояль «москва». Нелегкая судьба этого рояля, побывавшего в руках немалого числа сменявших друг друга хозяев, привела его в конце концов в «Музыкальную гостиную» Малого зала НГФ, где он скромно стоял в углу в качестве детали интерьера гостиной и лишь изредка участвовал в концертах в качестве аккомпанирующего инструмента, не отличаясь ни надежностью строя, ни красотой тембра.


В процессе работы семинара этому роялю был сделан капитальный ремонт, в рамках которого заменили изношенные молотки, перегарнировали клавиатуру, перештифтовали капсюли молотков и полностью отрегулировали заново весь клавишно-молоточковый механизм. Основную часть работы с механикой взял на себя В.Ю. Тахтамышев, уверенно и скрупулезно добивавшийся идеальной работы каждого узла механики и щедро делившийся с окружавшими его слушателями семинара своими знаниями и технологическими секретами.


Новый комплект молотков тщательно доводил «до ума» Е.Б. Акимов, продемонстрировавший аудитории как все тонкости предварительной интонировочной обработки еще не вклеенных в механику молотков, так и приемы окончательной интонировки на заключительном этапе работ в уже собранном рояле. Он же показал слушателям семинара приемы «тембровой настройки», позволяющей добиться от рояля певучего протяженного звука.



Изображение


В процессе работы с акустическим блоком рояля участникам работ пришлось преодолевать немало непредвиденных затруднений. После снятия рамы рояля обнаружились отклейки рипок от деки, плохая припасовка рамы к вирбельбанку, не приклеенная, а только прижатая направляющим демпферлейстиком к поперечному брусу футора передняя кромка деки. Все эти недочеты и даже откровенный брак фирмы-изготовителя участники семинара благополучно устраняли по ходу их обнаружения.


Больше всего вызывала опасения за благополучный исход ремонта обнаруженная в раме на стыке басового и тенорового шпрейцев трещина: была ли она только в слое шпатлевки или глубже, непосредственно в теле рамы? По опыту обслуживания и ремонта роялей «москва» мастерам известно, что рамы этих роялей – их слабое место. К счастью, обошлось: после наложения струн и их цвиковки в нормальный строй (владельцы рояля просили настроить его на 442 Гц) возникшую нагрузку рама с честью выдержала.


Основную долю работ с акустическим блоком взял на себя ростовчанин К.Л.Хатламаджиев. Под его руководством и с его непосредственным участием удалялись идущие под замену струны, вывинчивались старые вирбели, снималась и ставилась обратно рама, припасовывался к раме вирбельбанк, запрессовывались ремонтные колки, ставились заново струны. Все эти работы были выполнены тщательно и профессионально, и все слушатели семинара, пожелавшие принять участие в этих работах, имели такую возможность.



Изображение


И вот, наконец, рояль собран, настроен, проинтонирован – и, о чудо! Обновленная «москва» запела вдруг таким сочным, красивым и мощным звуком, что просто не верилось, что это – тот же самый скромный, замученный рояль, который мы видели и слышали в самом начале семинара. Те из участников семинара, кто смог поиграть на нем по окончании всех работ, единодушно отмечали и красоту его тембра, и чуткость и отзывчивость обновленной механики. Так что «Музыкальная гостиная» Малого зала Новосибирской филармонии получила от участников семинара и, конечно, в первую очередь, от наших гостей из Москвы и Ростова-на-Дону великолепный подарок, который, надеюсь, с лихвой компенсирует те неудобства, которые доставило администрации и работникам филармонии проведение нашего семинара в эти напряженные праздничные дни. После торжественного завершения семинара великолепный новосибирский пианист Г.А.Пыстин дал слушателям семинара небольшой концерт на этом рояле, что всем присутствовавшим позволило по достоинству оценить результаты вложенного в него труда.


Завершая эти заметки, считаю своим долгом высказать огромную благодарность Ольге Андреевне Бирюковой, вложившей немало сил в организацию и проведение семинара, а также сердечно поблагодарить новосибирских мастеров С.Гофмана, И.Субочева и Д.Аверченкова за неоценимую помощь в преодолении возникавших по ходу ремонта рояля трудностей.


Пожелаем же Союзу музыкальных мастеров Сибири здравствовать и впредь, объединяя усилия всех представителей этой замечательной профессии, пусть наши семинары и далее собирают вместе людей, преданных нашему делу.



В.А.Клопов (Алматы)




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю AlexHutor "Спасибо" сказали:
Белый Рояль, = [ Новый Рояль ] =, Сергей, Klopff, Nikolaevich, Октямыч
 Заголовок сообщения: Re: Комментарии к семинарам СММС
СообщениеДобавлено: 09 мар 2020, 14:11 
Administrator
Аватара пользователя
Комментарий В.А. Клопова к Новосибирскому семинару 2020 года



22-й международный учебно-практический семинар
Союза музыкальных мастеров Сибири.
Заметки участника

(Новосибирск, 25 – 28 февраля 2020 г.)


Долгожданный 22-й семинар СММС, наконец, состоялся. Первоначально его проведение планировалось на осень 2019-го года, но по ряду причин организационного характера его пришлось отложить до сроков, указанных в заголовке этих заметок. Грустно, конечно, что 2019-й год остался без семинара СММС — все мы уже привыкли к тому, что единомышленники и энтузиасты фортепианного дела собираются ежегодно, но, как говорится, лучше поздно...


Надо сказать, что статус международного этот наш семинар получил довольно неожиданно, а изначально он предполагался в обычных региональных рамках, даже несмотря на мое казахстанское гражданство — меня сибиряки уже давным-давно считают своим. Но случилось так, что на объявление о предстоящем семинаре откликнулся замечательный фортепианный мастер из Ташкента Шухрат Октямович Ризаев, причем не просто выразил желание поприсутствовать и послушать занятия семинара, но и согласился сам провести мастер-классы и практические занятия для слушателей семинара.


Но и этим дело не ограничилось: 24-го февраля, в день регистрации участников семинара к нам «на огонек» почти случайно зашел высококлассный мастер из Германии Вальдемар (Владимир Петрович) Бадер — сибиряк по происхождению, а ныне владелец известной реставрационной фортепианной фирмы в Гамбурге. Незадолго до того он приехал в родные края навестить друзей и знакомых — и тоже согласился поделиться своим богатым профессиональным опытом с участниками семинара. Так нам всем дважды повезло, и помимо традиционных России и Казахстана в состав стран-участниц семинара влились Узбекистан и Германия.


Занятия семинара проходили в классах Центра культуры Новосибирского государственного технического университета. Нам предоставили необходимые помещения для занятий, в которых стояли три «подопытных» инструмента — два отечественных пианино и кабинетный рояль «эстония». В программу семинара на этот раз не входила задача основательной «реанимации» инструментов (чего, конечно, жаль), но к завершению семинара мы общими усилиями все-таки привели одно пианино и рояль в рабочее состояние. Хочу выразить здесь от имени организаторов семинара и всех его участников благодарность руководству Центра культуры за предоставленные комфортные условия его проведения.



Изображение

Перед началом семинара. Слева направо: А.Я.Чащевой,
В.П.Павленко, Ш.О.Ризаев, В.А.Клопов, В.С.Бирюков.



Всего на нынешний семинар съехались из разных мест Сибири и прилегающих к ней регионов более тридцати слушателей с самой разной степенью владения профессией — от только начинающих осваивать ее азы до уже состоявшихся мастеров с большим опытом разнообразной работы по настройке, техническому обслуживанию, ремонту и реставрации пианино и роялей. Особенно хочу отметить мощную команду из Республики Тыва, состоящую из шести человек — двое из них начинали обучаться у безвременно ушедшего Буяна Ховалыга (г.Кызыл). Несмотря на широкую «вилку» в уровне квалификации слушателей, организаторам семинара и ведущим преподавателям удалось так выстроить программу и содержание занятий, что они оказались информативными и интересными для всех слушателей.


Общее направление тематики семинара было сформулировано так: «Работа по сохранению технических параметров пианино и роялей, находящихся в условиях интенсивной эксплуатации». В рамках этого направления были проведены занятия по широкому спектру тем, охватывающему едва ли не все аспекты текущего технического обслуживания фортепиано — то есть именно то, что составляет едва ли не 95% ежедневной обычной работы фортепианного мастера.


Начался семинар выступлением мастера из Магнитогорска В.П.Павленко, который провел занятие по темам «Диагностика фортепиано», «Технология регламентных и профилактических работ» и «Косметический ремонт деки». В ходе занятия слушателям были представлены методические материалы и показаны оригинальные приспособления для склейки рипок с декой фортепиано.



Изображение

В.П.Павленко



Мастер А.Я.Чащевой (Кемерово) рассказал о технологических приемах укрепления строя фортепиано. Эта тема, очень актуальная для мастеров, обслуживающих «пожилые» инструменты, вызвала оживленную дискуссию. В ее ходе поделились своим опытом со слушателями и друг с другом многие из присутствовавших мастеров.


Наш гость из Узбекистана Ш.О.Ризаев провел занятие по теме, уже не раз звучавшей на наших семинарах — регулировка механики, однако представил он ее в интересном и неожиданном аспекте: регулировка механики как средство продления жизни инструмента. Он показал, как правильная регулировка уменьшает износ деталей механики и способствует сохранению исправного состояния инструмента на длительный срок. Мастер примерно в равной степени уделил внимание механикам как пианино, так и рояля.



Изображение

Ш.О. Ризаев



Второе занятие А.Чащевого было посвящено интонировке фортепиано. Это — одна из наиболее сложных сторон искусства фортепианного мастера, и многие молодые люди, осваивающие эту профессию, нередко просто не решаются взяться за интонировку, опасаясь повредить дорогой инструмент. Опытный мастер наглядно и на практике показал, что и как нужно делать для изменения тембра звука в желаемую сторону.



Изображение

А.Я Чащевой



Выступление В.Бадера также было посвящено интонировке, но наш немецкий коллега осветил эту тему в несколько ином аспекте, сделав основной акцент на работе с новыми молотками. Мастер подробно рассказал о различиях фортепианных молотков разных фирм-изготовителей и показал приемы и технологическую оснастку для их предварительной интонировки.



Изображение

В.Бадер



Мое выступление перед слушателями семинара было посвящено электронной настройке фортепиано. Настроечные программы постепенно входят в практику работы наших коллег, и уже настала пора разобраться с существующим обилием разнообразных программ и показать на практике, в чем они могут помочь фортепианному мастеру, а что с их помощью сделать не удастся.



Изображение

В.А.Клопов



Наш уважаемый Президент В.С.Бирюков провел лекционное занятие на тему «Цели и критерии хорошей настройки фортепиано». Основной акцент был сделан мастером на взаимном согласовании звуков инструмента, на получении хорошего строя, в противовес увлечению многих, особенно молодых настройщиков, цифровыми выкладками, подсчетами частот колебаний отдельных звуков фортепиано. К хорошему строю, к тем целям настройки, которые преследует мастер-настройщик, эти цифры имеют очень опосредованное отношение. В завершение своего выступления В.С.Бирюков познакомил слушателей с разработанной им системой темперирования по хроматизму.



Изображение

В.С.Бирюков



Как и на большинстве предыдущих семинаров, были организованы и отдельные занятия для начинающих настройщиков, где им были показаны правильные приемы работы настроечным ключом, техника выстраивания рабочих интервалов, а также была возможность индивидуально поработать на практике.


Очень интересным было выступление старейшего коллеги из Красноярского края (Зеленогорск) Ю.Н.Кондратьева: он показал, а потом подарил всем желающим множество разнообразных придуманных и сделанных им приспособлений, заметно облегчающих и упрощающих различные рабочие операции по обслуживанию фортепиано. Можно белой завистью позавидовать творческой энергии и неиссякаемой изобретательности Юрия Николаевича.



Изображение

Ю.Н.Кондратьев



Последний день работы семинара был полностью посвящен практическим занятиям по ранее пройденным темам. Большинству слушателей удалось своими руками под присмотром и руководством ведущих преподавателей проделать те операции, которые освещались на занятиях предыдущих дней.


В дни проведения семинара еще несколько молодых (и не очень) наших коллег выразили желание стать членами СММС. На заседании Президиума их кандидатуры были рассмотрены, и четверо из них, уже проявившие себя как профессионалы, были приняты в СММС в качестве полноправных членов, и еще двое — в статусе кандидатов.




В конце второго дня работы семинара состоялось общее собрание участников. На собрании, в числе других тем для обсуждения, Владимир Степанович Бирюков, наш бессменный Президент, обратился к присутствующим с просьбой освободить его от этой почетной должности и найти ему замену. С самого начала существования СММС Владимир Степанович с полной самоотдачей всю свою энергию вкладывал в работу нашего Союза, был его душой и движущей силой. На двадцати двух семинарах, проведенных в Новосибирске, а также в Омске (дважды), Томске и Кемерове, приобщились к профессии фортепианного мастера и смогли повысить свою квалификацию в общей сложности, наверное, более ста специалистов, успешно работающих в сибирском регионе — и это заслуга, в первую очередь, Владимира Степановича. Однако годы берут свое, и пришла пора передать эту благородную эстафету в руки более молодого преемника. Участники собрания с пониманием отнеслись к просьбе Владимира Степановича. Свою кандидатуру на этот пост предложил мастер из Новосибирска Евгений Ходарев. Решение о предстоящих переменах будет принято позже, в соответствии с Уставом СММС.


Заканчивая мои заметки, считаю своим долгом от имени всех участников семинара и от себя лично выразить особую благодарность Ольге Андреевне Бирюковой, взявшей на себя значительную долю организационных хлопот по проведению нашего семинара.


Завершился семинар торжественным вручением сертификатов слушателям и благодарственных писем ведущим педагогам. Все участники уезжали домой, пополнив свой профессиональный багаж новыми знаниями и навыками, с чувством благодарности организаторам и преподавателям семинара и с надеждой на будущие встречи.



В.А.Клопов (Алматы)




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю AlexHutor "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, daly, ЕВГЕНИЙ, Klopff, Nikolaevich, Октямыч, краскюн
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles