|
Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
В декабре 2016 года на заседании Президентского совета по культуре народный артист Российской Федерации В.А. Гергиев обратился к Вам с такими словами: "Мне хочется продолжить путешествие по регионам России и дожить до того дня, когда в филармонических залах будут рояли отечественного производства".
Уважаемый Владимир Владимирович, позвольте нам выразить мнение специалистов по поводу воплощения этой идеи. Для начала, следовало бы разработать программу реализации производства отечественных РОЯЛЕЙ, с привлечением к этому профильных специалистов. И прежде, чем составлять подобную программу, надо было бы изучить опыт производства пианино и роялей в СССР - положительные и отрицательные моменты, причины банкротства всех 40 фортепианных фабрик Советского Союза. Встретиться именно со специалистами, выслушать рекомендации конструкторов, инженеров, технологов фортепианного производства, работавших на фортепианных фабриках РСФСР. Следовало бы выслушать мнения организаций музыкального сообщества, к примеру - Союза композиторов России, Международного союза музыкальных деятелей. Ассоциацию фортепианных мастеров, руководителей консерваторий и музыкальных институтов. Ничего подобного сделано, к великому сожалению, не было.
Подготовленный для Вас проект по реализации предложения В.А.Гергиева относительно производства РОЯЛЕЙ свидетельствуют о крайне непрофессиональном подходе к решению столь важной для отечественной культуры задачи.
Раз уж принято решение производить технически сложный музыкальный инструмент, - рояль или пианино - возникает необходимость разработки проектно-конструкторской документации, изготовления опытного образца, проведения экспертной оценки представленного музыкального инструмента компетентной, подчеркиваем, компетентной комиссией. На деле, мы видим предоставленное абсолютно беспомощное безликое "техническое задание на поставляемые музыкальные инструменты" - документ без авторства и без малейших представлений о заявляемом предмете.
Помимо всего, нам стало известно, что в рамках обсуждаемого в нашем письме проекта создается намеренная путаница понятий и завуалирование основных тем. Во-первых, применяется объединяющий термин "фортепиано" - чтобы уйти от имеющегося технически точного и ясного определения "пианино и рояли", для которого в сознании неискушенного человека термин "фортепиано" есть синоним "пианино", и не более. Таким образом мы видим, что речи о РОЯЛЯХ не идет в принципе, что совершенно недопустимо с точки зрения стратегического развития возрождаемой индустрии. И никоим образом не вяжется с пожеланием В.А. Гергиева. Во-вторых, возникает смешение тем, в частности определение "закупка фортепиано, гармоней и баянов". Таким образом, в проекте возрождения производства клавишных струнных ударных музыкальных инструментов, коими и являются пианино и рояли, появляются не свойственные этому роду музыкальных инструментов дополнительные "гармони и баяны" - производимые сегодня в России язычковые музыкальные инструменты (безусловно яркая, но иная, самостоятельная часть среди прочих производимых музыкальных инструментов).
Таким образом, исполнители Вашего задания пошли странным путем: поручили пяти непрофильным организациям: "Техпромстрою" - производителю медицинской и ученической мебели, ОАО Медиус - производителю медицинского оборудования, ООО Аврора - производителю народных щипковых музыкальных инструментов и паре баянных или мебельных мастерских - произвести инструмент под названием - ФОРТЕПИАНО (несуществующий в природе технический объект). Мы наслышаны о планах устроителей производить именно крупно-узловую сборку пианино из материалов зарубежных партнеров-производителей. В дореволюционной России и в советскую эпоху организация производства была иной. Более осмысленной и технологичной. Равно как и в современной мировой практике.
Давайте теперь представим себе, что Министерству культуры РФ этими "производственниками" будут отгружены эти, с позволения сказать, музыкальные инструменты. В свою очередь, они по разнарядке будут направлены в музыкальные учебные заведения страны. С таким подходом, можно уверенно прогнозировать лишь одно: будут затрачены огромные бюджетные средства с неудовлетворительным результатом. И с непредсказуемыми последствиями для системы музыкального образования. Отметим, что результат проектирования будущего музыкального инструмента во многом определяется профподготовкой специалистов, их производственным опытом, профессиональной интуицией.
Перечисленные выше участники этого процесса не имеют на сегодняшний день ни соответствующего оборудования, ни технологий, ни квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. В результате, музыкальная культура может получить не только откровенно негодные музыкальные инструменты, но и не будет иметь возможности приобрести нормальные пианино и рояли (вычеркнутые, как мы понимаем из перспективного списка), так как они уже получат суррогатные инструменты с затратами бюджетных средств по завышенной неконкурентной цене, гарантированно обеспеченной госзаказом с использованием механизма единственного поставщика.
Полагаем, представителю Минпромторга следовало бы побывать (желательно, в сопровождении эксперта) на хотя бы одной из современных зарубежных фортепианных фабрик, чтобы составить себе представление о современном высокотехнологичном и научно обеспеченном производстве пианино и роялей.
Хотим напомнить, что в СССР существовала мощная производственная база, работал Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт музыкальной промышленности (НИКТИМП), были специализированные леспромхозы "Музлесдрев", предприятия первичной обработки черновых заготовок древесины "Муздеталь", функционировали обширные корпоративные связи с поставщиками многочисленных комплектующих элементов (пианино, к примеру, состоит из порядка 10 тысяч деталей).
Наше предложение: пересмотреть ВЕСЬ процесс и ход подготовки по созданию условий для организации производства пианино и роялей в России. Создать рабочую группу из профессионалов, которая подготовит ОБОСНОВАННЫЕ мероприятия по реализации проекта производства пианино и (очень на этом настаиваем) роялей в России.
Это не все вопросы, которые мы могли бы обсудить в рамках обсуждаемого вопроса, в том числе ситуацию с подготовкой специалистов в сфере дальнейшего сервисного обслуживания пианино и роялей, по которой у нас имеется ряд конкретных наработок и предложений. С уважением,
В.К. Частных, Президент РОО "Ассоциация фортепианных мастеров", Вице-президент Международного союза музыкальных деятелей, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, г. Москва Б.Д. Смирнов, Генеральный директор ООО ЛААНС, фортепианный мастер, член Союза реставраторов России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, г. Москва Н.А. Головкин, фортепианный мастер ДМШ им. Стравинского, Вице-президент РОО "Ассоциация фортепианных мастеров", Заслуженный работник культуры Российской Федерации, г. Москва В.Н. Семёхин, технолог музыкального производства, фортепианный мастер ДМШ им. Дунаевского, Вице-президент РОО "Ассоциация фортепианных мастеров", член Союза реставраторов России, г. Москва В.И. Дружинин, фортепианный мастер ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова, Председатель ревизионной комиссии РОО "Ассоциация фортепианных мастеров", член Союза реставраторов России, г. Москва А.А. Белоусов, фортепианный мастер Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, фортепианный мастер ДМШ № 71, член Президиума РОО "Ассоциация фортепианных мастеров", г. Москва В.С. Бирюков, Президент РОО "Союз музыкальных мастеров Сибири", член РОО "Ассоциация фортепианных мастеров", фортепианный мастер Новосибирской государственной филармонии, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, г. Новосибирск К.Л. Хатламаджиев, Ведущий фортепианный мастер Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, член Президиума РОО "Ассоциация фортепианных мастеров, г. Ростов-на-Дону С.В. Луговой, фортепианный мастер Брянского областного колледжа искусств, музыкальный реставратор, член РОО "Ассоциация фортепианных мастеров", г. Брянск
июль 2017
| |