Klopff писал(а):
Прогресс в искусстве - бессмыслица. Утверждать, что Шопен лучше Моцарта или Баха, поскольку жил позже - очевидная глупость. Фортепианостроение - наверное, это искусство. Но фортепиано - это еще не само искусство, а только инструмент, с помощью которого искусство может состояться (а может и не состояться, смотря по тому, кто и что будет играть). Я все-таки рискну утверждать, что железный топор лучше каменного, а современный "лексус" лучше "ролс-ройса", но котором наш Ильич катался без малого сто лет назад. При всем интересе к прямострунному безрамному "лихтенталю" середины 19-го века, мне гораздо интереснее и приятнее играть на хорошем современном рояле.
Другое дело, что нынешняя стандартизация привела к тому, что все кошки стали уныло серыми. Еще 30-40 лет назад многие фирмы имели свое лицо - свой дизайн и тембр. Нынче все - как однояйцевые близнецы, "ямаху" от "петрофа" не очень-то и отличишь. Вот здесь как раз и есть, куда двигать прогресс.
И еще вопрос: зачем для домашнего пианино децибелы? Зачем соседям и всем домашним по ушам ездить? Здесь бы и поискать фортепианостроителям в области тембра за счет сниженной громкости.
Искусство это способ отображения реальности. Восприятие искусства всегда субьективно! Поэтому тут правильнее говорить о вкусах... А вот прогресс в производстве (ф-но в том числе) неизбежен по природе человека. Вместе с тем, важно понять законы экономики. Первое оно тут и главное: погоня за прибылью делает "кошек серыми". Тут прогресс производителю не выгоден:
При капитализме производитель, в условиях конкуренции, чтоб не стать банкротом, вынужден сокращать издержки разными путями: снижать зарплату рабочим, экономить на материалах, на исследованиях. Не забивать склады древесиной для выдержки, делать "под заказ партию" поскорее и т.д....купив дорогой компьютерный станок он получит расходы на его обслуживание, сэкономить тут никак нельзя, а вот выгоднее - 10 китайцев посадить за копейки на эту операцию. В таких условиях эксклюзивность и красота звука дело десятое...Отсюда вывод неутешителен: при капитализме неизбежен кризис перепроизводства, что мы и наблюдаем сейчас: пианин в продаже с избытком, но денег на их покупку мало у кого есть, и качество доступных по деньгам экземпляров оставляет желать лучшего...