ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Клавесины Neupert (видео, статья по обслуживанию)
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2020, 19:22 
Administrator
Аватара пользователя

Изображение

30-летие АФМ

Знакомство с клавесином фирмы Neupert
Посещение салона при фабрике Neupert фортепианными мастерами России,
организованное для АФМ России руководителем фирмы JAHN Андреасом Харке! (2012 год)

(видео)




















Видео смогут посмотреть только зарегистрированные пользователи



--- вы должны быть зарегистрированным пользователем, чтобы прочитать это содержимое ---




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю AlexHutor "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, Dimitriy, ewgenn, Klopff, Октямыч, РоманКо, VladAn
 Заголовок сообщения: Re: Знакомство с клавесином фирмы Neupert (видео)
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2020, 01:06 
Administrator
Аватара пользователя

Вольф Дитер Нойперт
(Член союза клавирных мастеров)

Восемь шагов для приведения в игровое состояние клавесина

Ситуация достаточно известна: незадолго до начала концерта местный мастер вызывается на сцену. Он должен преимущественно в мгновение ока привести в игровое состояние находящийся там клавесин.


Предлагаемая статья должна помочь ему выработать систематическую методику работы. Таблица - эскиз в конце статьи, в виде фотокопии взятая с собой в сумку с инструментами, послужит напоминанием для того, чтобы в пылу «напряга» не упустить ничего существенного (из того, что следует сделать). Так как в большинстве случаев отпущенного времени совершенно недостаточно, чтобы пройти нормально всю проверочную программу, некоторые шаги (ступени) работы по степени их важности отмечены звёздочками.


Весь процесс ориентирован на двухмануальный клавесин «Нойперт», построенный как копия исторического инструмента с «классической» диспозицией: нижний мануал с регистрами 8' и 4' , верхний мануал с регистром 8'. Имеет смысл применять, соответствующим образом подработав, эту схему также и по отношению к другим клавесинам.


1) Хроматическое проигрывание отдельных регистров.

Сначала медленно проигрывают отдельные регистры в хроматическом порядке.

При этом получают первоначальное представление о состоянии инструмента. Уже во время проигрывания можно сделать заключение об объёме предстоящей работы, определить, на что предпочтительно или особенно необходимо потратить время, и как имеющееся время распределить наиболее выгодным образом.

Ясно, что после этого проигрывания вначале устраняются грубые дефекты, такие, как отсутствующие струны, западающие клавиши, обломанные пёрышки, не действующие рычаги. Об этом даже не стоит здесь более подробно рассказывать. Больше следует рассмотреть как раз исправление тех дефектов, которые чаще всего могут встречаться и которые сильно осложняют музыкантам жизнь во время концерта.


2) Соответствует ли сила звучания инструмента тому, что должен «давать» клавесин? Правильно ли соотносится звучание отдельных регистров между собой?

Регулировка силы звучания регистров осуществляется передними пилотами (регулируют глубину хода включения) на конце соответствующих регистровых планок. Они находятся на том конце регистровой планки (чаще всего они бывают закрыты орнаментальной панелью), в сторону которого направлены острия пёрышек. Поворот пилота направо делает звучание регистра громче, поворот налево - тише.

Чтобы определять «правильную» силу звучания регистров клавесина, нужно, конечно, обладать большим опытом и, кроме того, в известной степени это ещё и вопрос личного вкуса. По всем правилам регистр 8' нижнего мануала считается нужным регулировать как наиболее громкий. Регистр 4' должен по возможности в соединении с регистром 8' давать высветление общего звучания, но не обладать громкостью самостоятельного голоса. Для регистра 8' верхнего мануала - обе позиции имеют своё основание - или быть равным по силе регистру 8' нижнего мануала, или быть интонированным значительно нежнее в качестве «эхо-регистра». Рекомендуется при процедуре регулировки громкости звучания прежде, чем изменять динамику, заранее обсудить этот вопрос с конкретным исполнителем - музыкантом.


3) Регулировка громкости звучания отдельных тонов.

Для регулирования динамики звучания отдельных тонов служат регулировочные винты в головке соответствующих толкачиков. Поворот этого винта налево делает тон громче, поворот винта направо - тише.

Если вы отрегулировали громкость звучания в пределах одного регистра, то будет заметно, что не все пёрышки в равной мере, одинаково защипывают снизу струну. Глубина такого зацепления должна составлять в басу приблизительно 1 ½ толщины струны, в дисканте - 2 ½ толщины струны.

Если пёрышко недостаточно глубоко защипывает струну, то сначала нужно его слегка подрезать скальпелем, а затем немного выдвинуть регулировочным винтом. Если пёрышко снизу слишком глубоко защипывает струну, то здесь помогает небольшое укорочение его длины. Конечно, может и так случиться, что такое пёрышко уже и без того слишком слабое и должно быть заменено на новое.


4) Проверка на «подзвучивание».

Следующим шагом после этих предварительных работ должна быть обычно очень быстро выполняемая проверка инструмента на «подзвучивание». Для этого выключают все регистры и проигрывают на немой клавиатуре клавесина весь её диапазон. У тех клавиш, у которых всё же слышится звучание, пёрышки всё-таки слишком длинны и должны быть соответственно укорочены. Если у регистра оказывается слишком много «подзвучивающих» тонов, это означает, что регистр недостаточно хорошо выключается. В этом случае нужно задний пилот регистровой планки (регулирующий глубину хода выключения), на противоположном ходу включения конце, немножко подвернуть направо и тем самым увеличить глубину хода выключения регистра. Естественно, что глубину хода выключения можно лишь настолько увеличивать, чтобы в выключенном состоянии ряд толкачиков не касался соседних струн, не зацеплял их.


5) Установление глубины хода клавиш («друка»).

Важным обстоятельством для удобного и приятного туше на клавесине является правильная глубина хода клавиш, так называемый «друк». Оптимальные величины этой глубины хода варьируются в зависимости от типа клавесинов вследствие различных видов клавишного рычага. Для вышеназванных двухмануальных клавесинов глубина хода клавиш должна составлять 8 мм на нижнем мануале и 6,5 мм на верхнем мануале. В басовой тесситуре эти параметры могут быть из-за большей амплитуды колебания струн увеличены на приблизительно 1 мм.

Установка (фиксация) глубины хода клавиш в нойпертовских клавесинах осуществляется посредством регулируемой по высоте расположения поперечной планки, проходящей над контрклавиатурой, так называемым «друклейстиком».

Некоторые клавесинные мастера не используют эту планку. Установка глубины хода клавиш осуществляется косвенно посредством планки, ограничивающей сверху ход толкачиков («докенлейстик»). При таком варианте изменение глубины хода клавиш может производиться регулированием высоты расположения этой планки или изменением толщины польстера на её нижней стороне.


6) Регулировка «совместной игры».

Стиль (туше) игры и звуковое воздействие многорегистрового клавесина зависят в большой степени от регулировки так называемой «совместной игры» Под этим понятием имеется в виду очерёдность, с которой при «Полной игре» (то есть участии в игре всех регистров, а отсюда - всех струн и всех толкачиков каждого тона) и при нажатии клавиши толкачики зацепляют струны отдельных регистров.

Ни в коем случае на одном тоне (на одной клавише) пёрышки, относящиеся к этому тону, не должны зацеплять все струны этого тона одновременно. При таком случае были бы обеспечены тяжёлое туше и жёсткое звучание (клавесина). (Пёрышки должны зацеплять струны поочерёдно).

Поочерёдность защипывания струн у разных регистров, конечно, должна происходить в разумных для инструмента рамках: пёрышко регистра, который первым защипывает (свою) струну может быть точно отрегулировано так, чтобы оно лежало максимально близко к струне, и в то же время должно при отпускании клавиши надёжно попадать под струну, а демпфер лежать на струне. Иначе говоря, пёрышко первого регистра должно быть настолько близко к струне (в положении покоя), чтобы оно защипывало струну ещё до того, как клавиша достигнет дна своего хода.

Идеально отрегулированной «совместную игру» можно считать тогда, когда нажатие клавиши играющим при самом деликатном туше, вызывает поочерёдное защипывание всех струн (одного тона) с едва заметным опозданием так, чтобы звук не терял монолитности и не был арпеджиообразным.
Как правило поочерёдность защипывания должна быть такой последовательности: 4', 8' - нижнего мануала, 8' - верхнего мануала.

Регулировка «совместной игры» осуществляется пилотами на нижнем конце тела толкачика. Выкручивание пилота приводит к более раннему (быстрому) защипыванию струны vice versa.

Для проверки (регулировки) «совместной игры» клавишу следует нажать особенно медленно первым пальцем руки и придерживая клавишу снизу (удерживая скорость движения) указательным пальцем - создавая «противовес».


7) Исключительно эффективный этап работы для обнаружения скрытых вначале дефектов - это проверка «опаданий» (возврата на место) толкачиков. Здесь речь идёт об очень простом процессе, который позволяет обнаружить множество различных недостатков.

Возьмём планку, длина которой соответствует длине (размеру) клавиатуры. Этой планкой нажмём раздельно для каждого регистра сначала вместе все нижние клавиши, а потом - все верхние. И после того, как струны отзвучат (перестанут колебаться) очень-очень медленно снимем планку. (В качестве планки можно использовать клавиатурную крышку, если только она не закреплена на корпусе инструмента). Но можно, если нет никакой планки под рукой, совершенно спокойно помочь делу просто плоской ладонью, правда при этом удастся нажать только небольшую часть клавиш).

Затем планку плавно снимают и проигрывают всю клавиатуру в хроматическом порядке. Те толкачики, у которых есть какой-либо из ниже описанных дефектов, не вызовут звучания (струн). Соответствующие толкачики вынимают для обследования и диагностики дефектов, расположенных в последующем описании в наиболее часто встречающихся случаях неполадок:

а. Пружина, удерживающая шпилер (носитель пёрышка) неправильна по силе. Её надо сделать сильнее или слабее, пригибая её к шпилеру или отгибая от шпилера. Насколько сильной должна быть пружина можно посмотреть у какого-либо соседнего, хорошо отрегулированного толкачика.

Если пружина слишком сильная, она не даёт пёрышку при отпускании клавиши попасть (снова) под струну. Не слишком ли слаба пружинка, проверяют, расположив толкачик горизонтально перед глазами пёрышком вверх. Пружина должна быть достаточно сильной, чтобы удерживать шпилер в обычном (горизонтальном) нерабочем положении (прижатым к регулировочному винту? Не позволяющим опадать вниз шпилеру?).

б. Преимущественно под влиянием большой сухости может появиться «зависание» шпилеров. В этом случае шпилер нужно снять с оси крепления и отверстия для оси в теле толкачика немножко расширить или, если шпилер боковинами трётся о рамку в толкачике - немножко снять (подпилить, подшлифовать) боковины шпилера.

в. Отклонение шпилера у некоторых толкачиков, осуществляется закреплённым на толкачике бентиком. Может случиться, прежде всего у тех регистров, которые были усилены по звучности, что бентик недостаточно даёт свободы движения шпилеру, чтобы при обратном ходе пёрышко могло опуститься под струну. В этом случае помогает изменение положения этого бентика или замена его на другой, более длинный. Если вы очень спешите и времени недостаёт, можно бентик вообще снять, чтобы восстановить функциональную способность шпилера, а позднее не спеша привести его в должный порядок.

г. При регулировке «совместной игры» (См. пункт 6) могло случайно произойти, что пилот на нижнем конце толкачика был слишком вывернут так, что пёрышко больше не может опуститься под струну (так как находится в неигровом положении выше или на уровне струны). Как помочь этой беде - вполне очевидно.

д. Может случиться, что укреплённый в теле толкачика, демпфер съехал слишком сильно вниз - настолько, что больше нет минимального необходимого расстояния между верхней поверхностью пёрышка и нижним краем демпфера (должно быть не менее толщины струны). В этом случае нужно демпфер опять вернуть на прежнее положение и там закрепить. Имеет смысл закрепить демпфер и в том случае, если он слишком высоко сместился и более не заглушает надёжно соответствующую струну.

е. Вследствие неправильной обработки или износа материала пёрышка может случиться, что на кончике пёрышка образовалась неровность, «носик», который приводит к зависанию пёрышка на струне. Быстрая и действенная помощь здесь - проглаживание нижней части перышка и/или обрезка кончика пёрышка скальпелем.

ж. Может оказаться, что толкачик застревает в наводящей рамке регистровой планки. Слишком высокая влажность бывает прежде всего причиной этого явления. Она приводит к необходимости лёгкой обшлифовки кромок наводящей рамки регистровой планки. При этой работе, конечно, необходима высочайшая осторожность (мера) с тем, чтобы потом при более сухих условиях толкачик не стал бы болтаться в наводящей рамке.

Иногда случается, что причиной застревания становится выползание вбок у толкачика оси шпилера. Также и здесь по определению причины дефекта само собой понятно, как этот дефект исправить.


8) Настройка.

Объяснения по настройке не входят в задачу этой статьи. Но мастеру (настройщику) пианино и роялей при настройке клавесина нужно обратить внимание на следующие обстоятельства:

а. Недостаточно осведомиться только о желаемой высоте настройки. Более важно узнать, хочет ли исполнитель играть в равномерной темперации или предпочитает темперацию неравномерную.

Из неравномерной темперации настройщик должен уметь настроить как минимум хотя бы два типа: «Веркмайстер III» (1691) и «Кирнбергер III» (1779). Оба этих типа настройки, не имеющие в своём составе «волчьей квинты», очень родственны между собой, настолько, что слушатель во время концерта вряд ли отличит их друг от друга. Поскольку нас от них отделяет время более, чем в одно столетие, эти аутентичные настройки предназначены более всего для исполнения музыки барокко и ранней классики.

б. Перед началом настройки следует подумать о том, чтобы обычно наличествующее в клавесине транспозиционное устройство находилось в правильной позиции. Тогда опасность, что клавесин будет настроен на полтона выше, не столь велика. Этим обстоятельством должен озадачиться каждый настройщик перед тем, как начнёт работу.

Чаще всего происходит, что неравномерная темперация делается не в том положении, в котором будет находиться позднее транспонирующее устройство. Это делает точнейшую работу по настройке совершенно бессмысленной.


После того, как на клавесине проведены все вышеназванные работы, можно спокойно доверить музыканту инструмент для концерта. Конечно, не надо забывать работы, которые не удалось сделать из-за нехватки времени, при ближайшей возможности завершить.


Таблица к статье

Изображение



Перевод: Н.Малина, Москва, май 2003.




Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю AlexHutor "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, Dimitriy, ewgenn, Klopff, РоманКо, VladAn, краскюн
 Заголовок сообщения: Re: Знакомство с клавесином фирмы Neupert (видео)
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2020, 17:00 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Статья очень полезна и очень нужна. Лично для меня оказалась немного запоздалой, но не менее важной и нужной. Большое спасибо тем, кто работал над ней и переводил. Мне пришлось столкнуться с клавесином раньше, чем был опубликован этот ценный инструктаж, и причем он был в разобранном состоянии и собирать его нужно было не имея каких либо инструкций и подсказок. Поэтому, когда вышло данное руководство, это многое прояснило и подтвердила мои наработки. Стало ясно, что я продвигался "наощупь", но в верном направлении. С этим руководством работать стало увереннее. Для удобства я переписал весь алгоритм регулировки в блокнот и, не смотря на то, что последовательность моей работы немного другая (я начинаю с п.4), все равно я периодически обращаюсь к этому материалу как к справочной информации. В этом кратком инструктаже собрано все, что бы сделать инструмент способным играть. Теперь, даже имея опыт, я смотрю на свои записи, что бы ничего случайно не упустить. Начинающим мастерам советую не спешить с подрезанием перышка, интонировкой звука и их шлифовкой - практически всегда все проблемы можно решить без этого радикального вмешательства. И, перышки легко испортить, а купить их очень сложно даже на Западе. И многие ныне уже не выпускаются.

_________________
Готовлю кофе


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю daly "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, Klopff
 Заголовок сообщения: Re: Клавесины Neupert (видео, статья по обслуживанию)
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2020, 19:44 
Спасибо, действительно познавательно. Особенно про очередность срабатывания регистров. Очень удобно когда есть пилоты на прыгунках и регулируется зацеп пера.
У нас эти регулировки отсутствуют к сожалению.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Клавесины Neupert (видео, статья по обслуживанию)
СообщениеДобавлено: 21 ноя 2020, 23:27 
Президент АФМ
Аватара пользователя
Спасибо за отзывы на статью Нойперта!
Это первые отзывы на материал, который я помещаю из архива АФМ.
Для меня очень важно знать мнения участников форума о видео семинаров и статьях, помещенных на форуме.
От Вас зависит - будет ли продолжение этой традиции или нет. Да, и Владимиру Алексеевичу Клопову и другим переводчикам будет приятно читать, что занимаются они нужным делом, причем бескорыстно. Вам также ничего не стоит дать тот или иной отзыв на материал Ассоциации. Очень надеюсь на это!


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Vladimir "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, AlexHutor, Klopff, Октямыч, VladAn
 Заголовок сообщения: Re: Клавесины Neupert (видео, статья по обслуживанию)
СообщениеДобавлено: 22 ноя 2020, 18:41 
Старожил Форума
Огромное спасибо! И не только за клавесины, но и за все остальные опубликованные материалы. Очень нужное дело делаете!


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю ewgenn "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, AlexHutor
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles