Забыл написать вдогонку. Это я скопировал свой конспект специально для тех будущих кандитатов на сдачу экзамена на сртификат Европиано, которые надумают сдавать. Итак, лекция Г. Шайбле, которую он нам читал перед экзаменом. Обязательно скопируте, товарищи, а вдруг пригодится:) Прошу прощения за краткость в написании конспекта, писал для себя основные столбовые мысли, конечно, Шайбле гораздо больше и подробней, но, думаю, что даже в этой стенограмме разобраться можно. Итак:
Подготовка к экзамену. 7 сентября 2015 года, Москва, офис АФМ
"Экзамен
Устройство клавира и рояля
Работа начинается с материала, - лиственная древесина, ель.
Футор- сосна, ель, бук, дуб не используется, в нем долго сохнет влага и шурупы ржавеют.
Потом соединяем постель деки - только из бука!
Потом дека - ель, сосна , ель легкая, эластичная и обладает резонансными свойствами. Иногда дека делается из многослойной фанеры, меньше трещин и лучше резонанс, меньше влияет на влажность Недостаток у фанеры- она тяжелая, плохо резонирует, большие потери в звукопередаче волн, твердый клей мешает этому.
Стабилизируем деку благодаря рипками, которые делаются из ели. Кольца должны быть перпендикулярными, вертикальными (!), распил вертикальный, лейстик в конце.
Штег басовый и дискантовый. Его делают из бука, клена или граба. Разрез вертикальный. Более дешевый вариант - горизонтальный распил и доппельлейстик с вертикальным разрезом Сама планка 10 мм, 5 слоев Штег выше рамы немного выше, по краям 1-2 мм, в середине больше 2-3
Купол деки максимум 10 мм Басовый штег тоже по краям 2 мм На современном Стейнвее соединенный штег : дискант плюс бас.
Вирбельбанк - бук в несколько слоев с вертикальным расположением слоев или делигинит. Располагаются слои в вирбельбанке поперек .
Рама только из чугуна. Структура чугуна не дает колебаний и призвуках, но нагрузка струн высока и общая конструкция стабильная.
Струны из стали
Басовые струны - сталь плюс медь, длинее и тяжелей струна, чем больше масса, тем ниже тон, чем меньше масса, тем выше тон.
Если тонкая струна рвется, то лучше ставить тоньше в диаметре Если шестигранные имеют массу на десять процентов больше, но зато больше обертонов, и хуже контакт со штегом.
Механика материалы.
Клавиша- сосна , расположение слоев должно быть горизонтальное, то есть кольца лежать по горизонтали.
Влажность стабильность при этом расположении лучше, также сверловка, при обжатии, и регулировка, стабильное донышко клавиши на вагебанке.
Центральная накладка из красного дерева или фанеры из мягкой древесины, накладка для пилотов из бука, черные клавиши из грушевого дерева, потому что легко полируются и хорошо травятся черного краской.
На клавишах ткань клеится белым клеем , или горячий клей.
Фигуры механики, шпилер, гаммерштиль, - бук, граб, береза.
Рулейстик- бук с алюминием. Подвижный рулейстик- сосна, фигуры- граб, шпилер - граб, шультер граб, демпфер-граб, гаммерштиль - береза, пилоты- граб, фенгер с контрфенгером граб, керн молоточка граб, клен, красное дерево, орех Гаммербанк - бук или слоеный делинит.
Головки молотков, - берется шерсть со спины овцы, в слои складываются, потом под давлением эти слои складываются, с тепературой, прессуются и сваливаются. Заготавливаются клинообразные полоски, В середине при приклевании к керну есть свободная зона, для большей эластичесности Когда есть готовый молоток, прокалываю задние части, сдвигают плотность к верхней части.
Бывает унтерфильц, для свободной и нейтральной зоны, чем меньше контакт со струной , тем лучше тембр и звук Боковые уколы очень опасные .
Регулировка и ремонт.
Штанга смазать, струны рихтовать, молотки шлифовка, рихтование хоров по струнам, Рихтовка клавиатуры, обработка дыры, зависит от влажности, Обработка, донышка, капсюя и донышко. Выравнить клавиатуру, убрать кривизну, средние штифты Шпацы. Но уровень должен быть очень ровный. Только Стейнвей имеет слегка выпуклую клавиатуру. Регулировка шпилеров, шпилера - люфт, Глубину клавишу, друк. Штейнунг подгоняется ( если шпилеров) , 45-48
Регулировка исходит от клавиш!!!!
Бентики , на вынутой механике от шультере 2 мм.
Демпфер припасован к струне, поднятие одновременно.
Люфт между штангой и демпфергальтером 2 мм.
Чтобы демпферы не уходили далеко, то в педаль положить прокладку.
Люфт между демпфергальтером и лейстиком при нажатой педали 2 мм , при нажатой клавиши отодвигает демпферы еще дальше на 2 мм.
При нажатии л.педали бентики натянуты. Ход молоточков при этом 16- 17 мм Потом штейнунг, потом рихтовка молотков , убрать косой ход, если на пианино влево, то подкладываем вправо, а на рояле влево и котролировать шпилерлюфт
Фенгеры подхват на одну треть штейнунга. Проверить контрфенгеры в паре с нахдруком (16 мм )
Модератор 2 мм при включенном положении Пилоты сдвинуть!!!! , если нахдрука не хватает, но вес увеличится Выход шпилеров затруднен.
Рояль
Регулировка механики Механика с двойной репетицией. Пружина , действие репетиции
Штейнунг по оптимальному Механика опирается на трех полосах.
Теория настройки.
Звук - сумма из основных, частичных тонов и разнообразных шумов Первый основной тон Второй октавный частичный тон.
А- 110 2 т 220 3 квинта - 330 4 - 440 5 -550 большая терция 6 -660 квинта через октаву Разные частоты 440-441 Разные частоты Если две струны звучат с одинаковой частотой - сложение амплитуд, и мы имеем более громкий звук.
|