ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Заметки о конгрессе настройщиков в Москве
СообщениеДобавлено: 23 янв 2016, 14:45 
Старожил Форума
Господа! Публикую свои заметки о конгрессе. Сейчас они уже вышли в журнал "Pianoforum" в четвертом номере за 2015 год.

Конгресс   EUROPIANO и Симпозиум IAPBT (International Piano Builders and Technicians)
Москва 10-13 сентября 2015 года

Это было безусловно ярчайшее событие для всех российских и зарубежных фортепианных мастеров, когда в Москву съехались из 18 стран (помимо России и стран ближнего зарубежья) представители этой столь редкой профессии, чтобы провести совместные научные мероприятия в области фортепиано. 
Вот здесь география участников
Соединенные Штаты - 11 человек
Корея - 12
Германия + Гроссбах=10
Дания - 5
Нидерланды - 5
Норвегия - 4
Франция - 3
Италия - 3
Швейцария - 3
Австрия - 3
Испания - 2
Соединенное Королевство - 2
Австралия - 1
Финляндия - 1
Швеция - 1
Чехия - 7
Япония - 11
Китай - 7
----------------------------------------------------
Всего - 91

Россия - 90
Белоруссия - 1, Узбекистан - 1, Казахстан - 1

Как видно из списка, то в основном были  представлены страны, являющиеся мощными лидерами по производству фортепиано в мире. В первую очередь это Германия, США, Чехия, Япония, Корея, Италия, Китай, Россия и Белоруссия.
Теперь несколько слов об ассоциации Europiano и IAPBT, то есть международном сотрудничестве фортепианных мастеров.
В Ассоциацию EUROPIANO (год образования 1950-й)  входят ведущие европейские производители фортепиано, такие как Steinway&sons, C.Bechstein, Petrof, Fazioli, Blüthner, Grotrian- Steinweg, и мастера из стран Европейского союза, включая Россию. Основной костяк составлен из ведущих стран, таких, как Германия, Чехия, Голландия, Нидерланды, Великобритания, Италия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Швейцария, Швеция, Норвегия и Дания. «Европиано» издает свой ежеквартальный журнал с 1961 года, издающийся на трех о официальных языках: английском, немецком и французском. Материалы в этих журналах самые разнообразные, - от последних новостей в области фортепиано до крупных научных исследований. Кроме того этот журнал дает всем мастерам уникальную возможность общения с коллегами со всего мира.
«Европиано» является членом Международной ассоциации фортепианных строителей и техников IAPBT ( International Assotiation of Piano Builders and Technicians). А эта ассоциация была образована значительно позже, в 1979 году. В нее в входят Американская гильдия техников, Китайская ассоциация фортепианных мастеров, Ассоциация Австралии, Южной Кореи, Японии, Южной Африки и Тайваня, а также крупные и знаменитые азиатские фирмы -  Yamaha, Kawai, Pearl River, Samiсk и многие другие. Общим президентом обеих ассоциаций является Нильс Хенрих Янсен, швед по- национальности.

Причем уникальность этого события заключалась еще в том, что впервые эти оба мероприятия, конгресс Европиано и международный симпозиум фортепианных мастеров были соединены и проведены в одном «месте» (Москва, Измайловсий гостиничный комплекс), в одном «времени» (очень коротком и насыщенном временном графике, всего три дня), и в одном «действии» ( формальная разница в тематике докладов и практических занятий, но объединяющим фактором была общая генеральная линия - современное ФОРТЕПИАНО).
Вот такая «трактовка» классического европейского театра!
Чтобы не возникало путаницы в словесных терминах, то уточним, что слово «конгресс» означает собрание или встреча участников, а «симпозиум» - содержание этой встречи, то есть, его тематическая составляющая - доклады, семинары, занятия, диспуты, общение между участниками, и тд. А все месте это называется - настоящий праздник для всех участников!
И прежде всего этот праздник состоялся, благодаря инициативе и огромным организационным усилиям со стороны Президента Ассоциации фортепианных мастеров России заслуженного работника РФ Частных В.К.

Ну а теперь вернемся к Конгрессу.

Сложность состояла в том, что нынешнее время немного напряжено с политической точки зрения. Как известно, Россия сейчас попала под ряд экономических санкций со стороны ряда европейских стран, и отношение к России со стороны Европы, мягко говоря, не очень хорошее. Возникало опасение, что многие фортепианные мастера из зарубежья могут не приехать в Москву, проигнорировав это крупное событие. Но в таким случаях, как говорится, всегда «побеждает дружба», политика уходит на второй план, а профессиональные интересы ставятся во главу угла. А если эти интересы касаются темы «Фортепиано», то считайте, что победила музыка, исполнительское искусство и творчество! «Когда музыка звучит-пушки молчат(с).
Таким образом приехали абсолютно ВСЕ участники грандиозного Форума.
Сами мероприятия проходили в разных конференц-залах гостиницы «Гамма-Дельта» московского измайловского комплекса, то есть, торжественное открытие конкресса, все доклады, конференции и практические занятия.


Немного из истории фортепиано.
Как известно, фортепиано , относящееся к категории клавишно-струнных (а также ударно-молоточкоых) инструментов, прошло огромную эволюцию с момента зарождения.
Принцип извлечения звука из натянутой струны, зародился около 6-го века до нашей эры. И первым изобретением являлся монохорд Пифагора, который , собственно, разделил участки струны на соответствующие интервалы, известные, как «секунда, терция, кварта, квинта и октава». На этой системе по сути основана вся Западная музыка.
Далее, Гвидо Де Ариццо совершил очень важное открытие для современной нотации, разделив октаву на 12 ровных полутонов и дав каждой ноте определенное название-«до, ре, ми, фа, соль, ля, си» с промежуточными диезами и бемолями. Этой нотацией до сих пор пользуется весь музыкальный мир.
Затем появляются уже более сложные в конструктивном плане инструменты, такие, как клавицимбалы- прообразы клавесинов и спинетов, в которых главным принципом звукоизвлечения являлось защипывание струны.
Позже появляются более сложные механизмы со шпилерами и тангентами, приведенные в движение при помощи клавиши (Генри Цволле) .
Цимбалы - это уже более поздняя модификация , приближающая нас к современному фортепиано. Здесь уже звук от струны извлекается при помощи удара по ней маленткм молоточком.
И наконец, главным изобретателем и конструктором «основного» фортепиано стал итальянский мастер Бартоломео Кристофори ( середина 18-го века).
Именно после его изобретения инструмент стали называть официально «Фортепиано» от сложения двух итальянских динамических терминов - «громко и тихо», и в котором кроме молоточкого механизма были приминены другие важные детали механики: - демпферы, шпилеры, шультеры и фенгеры.
И им также была намечена основная форма корпуса инструмента.

Далее фортепиано проходит уже не стадию эволюции, а только лишь модификацию и усовершенствование механических узлов, опорных конструкций, акустических параметров деки,- главного источника звука, струнной одежды, педального механизма и формы чугунной рамы.
Ну, например, в середине 19 -го века, в эпоху романтизма, французский мастер С.Эрар изобретает механизм «двойной репетиции», дающий возможность повтора следующего звука с полухода нажатия клавиши. Это наиболее важный, можно сказать, «исторически-революционный» момент в усовершенствовании механики фортепиано, а конкретно -рояля, позволяющий пианистами облегчать исполнение трелей, то есть, более ускоренный повтор следующего звука, расширять динамический диапазон при тихой игре, улучшать тактильные пальцевые ощущения при контакте с клавиатурой и добиваться легкости не только при исполнении виртуозных произведений, но также хорошего legato  в певучей кантилене.
Конец 19-го века - это внедрение на фортепиано братьями Стейнвей очень важного принципа перекрестных струн (диагональное расположение басовых и дискантовых струн), позволяющем улучшить форму инструмента и сэкономить место при использовании длинных струн без каких-либо акустических потерь. До этому фортепиано были только «прямострунными» и их корпус был значительно больше.
Чуть позже Ю.Блютнер успешно внедряет в струнную одежду аликвотную систему, улучщающую и увеличивая протяженность звука в верхнем регистре. Фирма «Bösendorfer» немного расширяет диапазон клавиатуры, добавляя несколько клавиш в басовом регистре.
Но еще раз повторяю, что все же основным, принципиальным создателем фортепиано является гениальный итальянец Б.Кристофори. Все те изобретения, что были после него, можно также считать успешными и даже гениальными. Но это было только усовершенствованием .

Так вот именно на нынешенем Форуме фортепианных мастеров шла речь об очень многих инновациях в области акустики, механики, конструкции фортепиано, которые в конечном итоге были направлены на улучшение звучания. Необходимо подчеркнуть, что современное фортепиано - чрезвычайно сложный и дорогой в изготовлении инструмент. В производстве фортепиано используются самые разнообразные, лучшие и отборные сорта древесины: корпус, дека и футор, качественный металл при изготовлении струн, - педали и рамы, дорогие ткани, например, высокосортная овечья шерсть для молоточково фильца разной плотности и ткани для механики.

Буквально по каждому элементу конструкции фортепиано проводятся огромные научные исследования, дискуссии, изобретения, пишутся статьи в многочисленных журналах и читаются доклады. Например, только лишь по теории настройки и акустики фортепиано существует сотни книг и статей во всем мире. Раздел по интонировке молоточков составляет практически отдельную и очень сложную науку. В мире проводятся крупнейшие лабораторные исследования в области резонансной деки, как основного и главного источника звука в фортепиано, ставятся бесчисленные эксперименты и исследования для улучшения качества металла для струн и рамы, чтобы точно также добиться улучшенного звучания инструмента. А сколько проводится исследований в области древесины, её пород, естественной и термической обработке, компъютерных расчетов при ее применении! Количества подобных исследований просто не счесть, это бесконечная масса, тонны литературы!
Сегодня любая крупная мировая фортепианная фирма на 80 процентов использует компъютеры и механизацию процесса производства. Ручной труд минимизируется до предела, его используют только лишь в самых ответственных и тонких операциях, таких, как тщательная регулировка механики, настройка и интонировка.

Так какие же рассматривались конкретно темы на нынешнем конрессе, что мы увидели там?
Ну прежде всего знаменитая чешская фирма «Petrof» представила замечательную новинку - эклюзивную модель рояля марки «ANT.PETROF» Модель- 275 см. В своем докладе Я.Просредник, главный менеджер фирмы, подробно рассказал об этой новинке. В этом рояле чешские мастера применили и запантентовали прекрасную акустическую новинку: соединение штега с декой вклеивается не прямым путем, а через деревянное ложе-лейстик, выполняющее функцию акустического бампера между декой рояля и штегом, через который проходят струны. В итоге подобного соединения значительно снизилось давление штега на деку и улучшились ее резонансные качества. Вторая запатентованная новинка - встроенные микрофоны в верхнюю крышку рояля для записи произведений исполнителем во время игры. Это очень полезное изобретение особенно для концертных залов, когда нужно избежать установки на сцене огромного количества микрофонов и проводов. Лично я немного поиграл на этом огромном роялеи и нашел его звучание достаточно хорошим.
Те же мастера с фирмы «Petrof» проводили для участников симпозиума очень интересные практические занятия по интонировке.
Кстати говоря, тема интонировки молоточков рояля была наиболее популярной на симпозиуме. Вкратце объясню читателем, что это такое и «с чем её едят» .
Интонировка молоточков рояля является самой последней, наиболее сложной и ответственной операцией при настройке инструмента. Эта операция специально производится для выравнивания тембра и громкости звука по всему диапазону. Для этого каждый молоток, а точнее молоточковый фильц , очень плотный, прокалывают специальными иглами в конкретных зонах, которые называют «динамическими», то есть, зоны fortissimo, forte, mezzo-forte, mezzo-piano и piano». В итоге после интонировки выравнивается общее звучание всех тонов на фортепиано. Вся сложность этой операции заключается в том, что нет точных и конкретных параметров , для каждого фортепиано нужен индивидуальный способ интонирования, чаще всего приходиться работать интуитивно, на слух, чтобы добиться идеальной точности. Процесс очень трудоемкий, занимающий в общей сложности от 8-ми часов до двух суток. И это только на один инструмент!
Доклады по интонировке рояля проводили разные мастера. У каждого, разумеется, существуют свои навыки, приемы и собственная философия звучания рояля. Это были крупные специалисты, такие как Кен Форрест из Великобритании (доклад «Процесс формирования основного тона, от исторического до современного») и Йохаим Леонарди из Германии (доклад »Искусство интонировки»).
Андреа ди Бази, специалит из Италии, член итальянской ассоциации фортепианных мастеров, продемонстрировал всем нам тщательное исследование на тему «Возрождение внутренней энергии деки за счет восстановление купола», рассказав подробно о методах работы с декой в мастерских.
Российский мастер Александр Гаврилин показал запатентованный механизм двойной репетиции на пианино с демонстрацией его на инструменте. Владимир Клопов, также очень известный российский мастер, переводчик знаменитых во всем мире книг Карла Йохана Форсса о ремонте, настройке и регулировке фортепиано, кандидат искусствоведения, член Ассоциации российских мастеров и Европиано провел удивительно интересные занятия на тему «Биения фортепианных струн».
Ну и разумеется, особенный интерес вызвала чудная и прекрасная пианистка из Германии Генриетта Гартнер, сделавшая доклад «Звук, сила и кинематика игры на фортепиано»
Дело в том, что Генриета является еще и специалистом в области музыкальной физиологии-биомеханики. Кроме того, она что в качестве пианистки активно концертирует по всему миру, к тому же еще и является пятикратным чемпионом Германии по твирлингу (симбиоз художественной гимнастики и цирковых упражнений с металлическим шестом в руках), и также успела выступить в чемпионатах мира по этому виду спорта. Своей деятельностью она очень напоминет другую выдающуюся исполнительницу на скрипке, также немку, скрипачку Анне-Софи Мутер, которая тоже является активной спортсменкой.
Так вот накануне самого Форума, Генриетта выступила с концертом, с небольшой программой, в которой исполнила 14-ю, известную, как «Лунная» , Сонату Бетховена. Она играла хорошо, очень интересно, необычно трактовала саму музыку, и что самое любопытное, как-то нелбычно извлекала звуки, аккорды, из клавиш, пользовалась приемами звукоизвлечения, которые мне, человеку, выросшему на советской фортепианной методике, были абсолютно неизвестны. Но при всем этом я заметил, что у нее очень приятно звучал инструмент. После концерта я к ней подошел и спросил, что это за такая интересная школа, какова природа и техника звукоизвлечения, которую она применяет, каковы принципы и тд? Она сказала, улыбнувшись, что обо всем этом расскажет в своем докладе: «Звук, сила и кинематика игры на фортепиано».
Так вот в своем докладе Генриетта Гертнер рассказывала о «биомеханических» методах в исследовании природы звукоизвлечения из рояля пианистом. То есть, какие именно внутренние силы человека, психологические, физические, направляют его мышцы на достижение конечного результата - красивой и наполненной игры , и чтобы этот процесс происходил с наиболее минимальными физическими затратами.
В качестве «подопытного кролика» усаживали пианиста за рояль, привязывали измерительные датчики к рукам, и во время игры на фортепианно производились замеры на приборе. Для эксперимента была выбрана Фантазия «Скиталец» Ф.Шуберта, 1 часть. Скажу вам, что было наблюдать чрезывачайно интересно, и думаю, что несомненная польза от этих экспериментов налицо, потому что, как известно, при работе на крупной фортепианной техникой, - аккордами, октавами, тремоло, пианист, разумеется, затрачивает огромные физические силы, испытывает общее напряжение, при котором отсутствие внутреннего контроля может привести к заболеваниям рук.
А биомеханические методы, разработанные Г.Гертнер, как раз и позволяют осуществлять этот контроль.

Помимо основных докладов и практических занятий многие известные фирмы, производителей запасных частей и материалов для фортепиано, демонстрировали собственную продукцию. Прежде всего это известная в мире фирма «Hellerbass», изготовитель басовых струн для фортепиано, а также фирма «Jahn», изготавливающая рабочие инструменты для настройки и ремонта фортепиано, запасные и комплекующие части к фортепиано. Лично я давным давно пользуюсь в своей работе только их инструментами, очень удобными, качественными и функциональными.
И наконец в последний день этого грандиозного Форума крупнейшая фортепианная фабрика «Pearl River» специально для российских мастеров провела отдельный и очень интересный семинар по теме «Настройка, интонировка, регулировка и полировка инструментов «Ritmüller» (Китай, город Гуанчжоу) при технической поддержке Компании «Рояль» (Санкт-Петербург).
Ведущий этого семинара Ш.Моллер помимо практических и теоретических занятий рассказывал удивительные вещи про фабрику «Pearl river» c демонстрацией фильма об организации производства. Эта фабрика работает на высоких технологиях, 80 процентов операций выполняют компьютерные агрегаты. На фабрике работают в основном женщины, большей частью занятых на регулировочных операциях. Но самое главное, что с конвейера фабрики сходит по одному инструменту в МИНУТУ! В день-400 экземпляров! Поистине трудно поверить в эту сумасшедшую цифру, но это именно так! Только за один год фабрика « Pearl river» выпустила инструментов столько, сколько немецкая фирма «Bechstein» выпустила продукцию за все годы своего существования! Настоящая фантастика, невероятно! В этой ситуации остается только лишь задать единственный вопрос: «Зачем столько много инструментов и куда это все девать? Неужели все это продается и покупается?» И также необходимо учесть, что это далеко не единственная фабрика в Китае, а только лишь одна из многих. Как известно, в Китае официально зарагестрировано 26 фабрик по производству фортепиано. Например, только в одном городе Шанхае их девять. И кстати, ваш покорный слуга, пишущий эти строки, имел честь работать некоторое время на одной из них, фабрике «Mendelssohn». О том, как там поставлено производство, как живут и работают люди, я подробно описывал два года назад на страницах Форума «Классика» в разделе Фортепианный настройщик , тема «Месяц в Китае или китайский синдром».
Ну и наконец, в самом конце хочу добавить, что за три дня перед этим грандиозным событием по инициативе Президента В.К. Частных в Москве состоялось очень важное событие для фортепианных мастеров - международный экзамен на получение Сертификата « EUROPIANO».
Председателем комиссии был знаменитый на всю Европу Гюнтер Шайбле, органный и фортепианный мастер, директор единственного в Европе коллежда строителей фортепиано и органов (город Людвигсбург, Германия), секретарь Европиано. А вторым экзаменатором был выдающийся российский теоретик, переводчик, кандидад искусствоведения, фортепианный мастер В.А. Клопов. И смею скромно добавить, что ваш покорный слуга, пишуший эти строки, с честью выдержал этот экзамен с получением международного сертификата «EUROPIANO»
(Замечу в скобках, что в Москве не был целых двадцать лет, и я был поражен, как здорово она изменилась в лучшую сторону. У людей появилась улыбка на лицах, в городе стало значительно чище и спокойней, в воздухе чувствовалась общая атмосфера благополучия.
Игорь Беров, пианист, фортепианный мастер, член «Европиано» , Израиль-Германия.
4 октября 2015 года


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Барго "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =, daly
 Заголовок сообщения: Re: Заметки о конгрессе настройщиков в Москве
СообщениеДобавлено: 23 янв 2016, 21:52 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Барго писал(а):
...в основном были  представлены страны, являющиеся мощными лидерами по производству фортепиано в мире......Россия и Белоруссия...
Уважаемый Игорь! Разъясните мне, непонятливому, как в список "мощных лидеров" производства фортепиано попали такие имена собственные. Или речь идёт о былом, об СССР? Тогда логичным было бы перечислить и все остальные бывшие советские республики. Думаю, что многим участникам и читателям нашего форума Ваше утверждение показалось спорным. Уточните пожалуйста.

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Заметки о конгрессе настройщиков в Москве
СообщениеДобавлено: 23 янв 2016, 22:16 
Старожил Форума
VladAn писал(а):
Барго писал(а):
...в основном были  представлены страны, являющиеся мощными лидерами по производству фортепиано в мире......Россия и Белоруссия...
Уважаемый Игорь! Разъясните мне, непонятливому, как в список "мощных лидеров" производства фортепиано попали такие имена собственные. Или речь идёт о былом, об СССР? Тогда логичным было бы перечислить и все остальные бывшие советские республики. Думаю, что многим участникам и читателям нашего форума Ваше утверждение показалось спорным. Уточните пожалуйста.
Дык все остальные республики фортепианного производства не приехали))). Украины и Эстонии не было. А по другим республикам, в которых делалось фортепиано, у меня вообще сведений нет. Хотя я слышал что в Тбилиси, Риге и Ереване тоже делали пианино, но ни разу не встречал. Если Вам что-то известно про это, то добавьте.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Заметки о конгрессе настройщиков в Москве
СообщениеДобавлено: 23 янв 2016, 22:32 
Старожил Форума
История фортепиано не полная, мне обидно за Рениш))) который придумал панцирную раму и первый применил это новшество))) в 1866 году.

_________________
Сообщив, что городом теперь управляют они, то есть большевики, романтичные незнакомцы потребовали отдать им самое необходимое для устроения новой власти — рояль и медицинский спирт из лаборатории, что и было немедленно исполнено.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Заметки о конгрессе настройщиков в Москве
СообщениеДобавлено: 27 янв 2016, 15:03 
Старожил Форума
Ув. БАРГО ! Вынужден поправить ваши выкладки по истории ф-но. Перекрестные струны появились чуть ли не впервые у петербургского Лихтенталя в 1845 году в его " квадратном флигеле ".
В 1851 году он же выставил на всемирной выставке рояль с перекр.струнами. Стейнвей выставил подобную конструкцию только в 1855 году.
Аликвотная система впервые предложена Безендорфером в 1875 году, и спустя несколько лет она прочно "прижилась" на роялях Блютнера.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Заметки о конгрессе настройщиков в Москве
СообщениеДобавлено: 27 янв 2016, 15:54 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Я когда-то был сбит с толку роялем Лихтенталь. Меня попросили в начале 90-х в художественном музее Ужгорода определить, какого времени производства данный инструмент. Я поглядел на перекрёстные струны... Решил, что инструмент новее, чем утверждает искусствовед музея. А она убеждала, что данная инкрустация (было даже названо какое-то имя собственное) явно образца первой половины XIX века. Побежал домой и в книге Зимина по истории фортепиано всё выяснил. Таки да! Рояльчик выпущен до 1843 года. Лихтенталь применил перекрёстное расположение раньше Стейнвея. Правда, оно (это расположение) не так ярко выражено, как на Стейнвеях и современных роялях.

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю VladAn "Спасибо" сказали:
= [ Новый Рояль ] =
 Заголовок сообщения: Re: Заметки о конгрессе настройщиков в Москве
СообщениеДобавлено: 28 янв 2016, 14:56 
Старожил Форума
Большое спасибо, ув. Барго, за интересные сведения о Конгрессе Европиано. Было бы интересно ознакомиться с докладами, судя по заявлен. темам, это пригодилось бы многим мастерам, работающим как с новыми , так со старыми инструментами. Где можно ознакомиться с тезисами выступлений ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю ФИЛ "Спасибо" сказали:
Барго
 Заголовок сообщения: Re: Заметки о конгрессе настройщиков в Москве
СообщениеДобавлено: 28 янв 2016, 22:47 
Administrator
Аватара пользователя
ФИЛ писал(а):
Большое спасибо, ув. Барго, за интересные сведения о Конгрессе Европиано. Было бы интересно ознакомиться с докладами, судя по заявлен. темам, это пригодилось бы многим мастерам, работающим как с новыми , так со старыми инструментами. Где можно ознакомиться с тезисами выступлений ?



Информацию по докладам конгресса можно получить в офисе АФМ

Президент АФМ

В. Частных



Контакты АФМ
Тел.: 8(495)692-03-39
Моб.: +7(910)406-03-99
E-mail: afm35@mail.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles