Klopff писал(а):
Возвращаясь к теме WD-40, протек и др.
Как известно, формула аэрозольной смазки WD-40 включает в себя 50% уайт-спирита, то есть относительно легких углеводородов, 25% углекислого газа в жидком состоянии и 25% разного рода углеводородов потяжелее, проще говоря, минеральных масел. Углекислота служит только для вытеснения всего раствора из аэрозольного баллона. Уайт-спирит обеспечивает "растекаемость" смеси, ее способность проникать в разного рода щели и капилляры. Более тяжелые углеводороды дают смазывающий и водоотталкивающий эффекты. После нанесения WD-40 на защищаемые и/или смазываемые поверхности легкие фракции уайт-спирита постепенно испаряются, более тяжелые остаются надолго.
Протек же представляет собой мелкодисперсную взвесь или коллоидный раствор фторопласта в чем-то аналогичном тому же уайт-спириту. После нанесения протека на трущиеся поверхности растворитель испаряется достаточно быстро, оставляя в зоне трения поверхностей слой своего рода фторопластовой пыли, и в процессе трения в идеале уже только фторопласт скользит по фторопласту.
Что все это может означать для нас? Попробуем разобраться.
WD-40 обеспечивает вязкое жидкостное трение, причем по мере испарения легких фракций вязкость смазки растет. В частности, при вязком трении сила трения заметно (чуть ли не квадратично, хотя у меня нет точных данных) зависит от скорости смещения друг по другу трущихся поверхностей, т. е. чем быстрее движется, скажем, молоток или шпилер, тем больше трение в его капсюле.
Протек же работает совершенно иначе, обеспечивая в конечном итоге сухое трение, без такой зависимости.
Распыление WD-40 из аэрозольного баллона чревато попаданием смазки на обвитые струны, что их в большинстве случаев просто убьет. Да и на многих поверхностях ф-но наличие минерального масла крайне нежелательно. О пагубном действии WD-40 на древесину, сукно и металлы, а также о возможности или невозможности приклеить что-то на испорченную этой жидкостью древесину у меня слишком мало данных, фантазировать на эту тему не хочу.
Перейдем к выводам. Я еще могу представить себе использование минерального масла в подшипниках осей педалей, в шарнирах педальной штанги пианино: углы поворота и скорости вращения здесь малы, давления на трущихся поверхностях относительно велики, поэтому вязкое трение здесь в какой-то мере оправдано, но и в этом случае я бы предпочел чистое и достаточно вязкое масло или какую-то консистентную смазку, а не WD-40. Что же касается капсюлей механики, то применение WD-40 в них никак не оправдано, особенно, если под рукой есть протек или что-то аналогичное.
Мало того вд40, я не рекомендую использовать даже в автомобиле, редкостное...