ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА


Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 23 фев 2014, 19:44 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Подтверждаю. Архиудобное миниустройство.

Изображение

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 09 мар 2014, 10:21 
Мэтр
Аватара пользователя
Уважаемые коллеги!
В предшествующих постах я делился суждениями о пользе контроля величин натяжения кернов при навивке басовых струн. А на последнем семинаре в Москве публично демонстрировал работу портативного станка, для чего выполнил навивку, продемонстрировав при этом способ акустического контроля натяжения керна, для чего предварительно произвёл необходимые расчёты. И тогда же сообщил участникам семинара, что программисты по моей просьбе работают над специальной программкой-калькулятором, который позволит установить высоту тона керна, не производя расчёты, а всего лишь внеся в ячейки калькулятора размерные параметры оборванной или отсутствующей струны. Программка-калькулятор готова. Выложить напрямую я её не могу. Для пользования ею необходимо в редакторе <Excel> включить режим поддержки макросов. В компьютере с "виндовсом" это делать несложно, а для "андроида", которым пользуются многие, сейчас ищем нужное приложение или будем заказывать его разработку. После этого файл с этой программкой будет приложен к станку, и инструкция по пользованию ею будет входить в общую инструкцию пользования станком. А пока хочу показать вам, как выглядят интерфейс программки и процедуры определения частоты керна, на высоту которой его необходимо натянуть перед навивкой.
Предположим, у Вас оборвалась (или отсутствует) струна ЛЯ СУБКОНТРОКТАВЫ. Чтобы установить величину натяжения керна для навивки этой струны по высоте его тона, Вам нужно:

1. Кликнуть на ячейке стандартной частоты этой струны в таблице, как это показано на рисунке. При этом на контурах ячейки возникнет рамка выделения, а частота, указанная в ячейке, отразится в другой ячейке, внизу, в табличке ввода исходных данных под символом "f".

Так выглядит "картинка" программки с вышеописанной процедурой на экране компьютера или смартфона:

Изображение


2. Затем следует ввести в ячейки таблички исходных величин под символом "L" длину рабочего участка этой струны; под символом "D" общий диаметр струны в сантиметрах, то есть керн вместе с обвивкой, не взирая, одинарная она или двойная; а под символом "d" диаметр керна тоже в сантиметрах. Все эти три величины можно вводить в любом порядке.

Изображение


3. С ячейки, куда ввели последнюю величину, следует снять выделение, кликнув левой кнопкой мыши на любой пустой ячейке.

Изображение


4. В заключение следует кликнуть левой кнопкой мыши на клавише "Найти частоту". При этом в таблице частот выделится ячейка с частотой, на высоту которой следует натянуть керн перед навивкой (по табличным координатам несложно установить наименование тона с этой частотой), а ещё значение этой частоты отразится внизу в табличке ввода исходных величин в результирующей ячейке под символом "f ' ".

Изображение



Вот, собственно, и всё. Далее необходимо установить между предварительно натянутым керном и кромкой опорной поверхности, на которой установлен станок, два съёмных подвижных порожка на расстоянии длины рабочего участка струны (как это показано в видеосюжете), продолжить натягивать керн до того момента, когда его колебания вызовут звучание полученного тона (в нашем примере это до малой октавы), получив нужный тон, снять порожки и, наконец, выполнить навивку.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
daly
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 09 мар 2014, 21:22 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Точность аптекарская!

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 07 июн 2014, 13:39 
Мэтр
Аватара пользователя
Уважаемые коллеги!
Прошу извинить за долгое отсутствие на форуме и спешу поделиться с вами информацией о проведённой модернизации станка, начав с философско-лирической вводной. Поговорку "Всё гениальное - просто!" я понимаю так. Простота может быть гениальной, если она есть продукт долгой и сложной работы. А если она результат самоё себя, то есть простоты, то это не более чем глупость. Я говорю об этом с намерением призвать вас разделить моё отношение к работе, которую провёл мой молодой партнёр по изобретению, профессиональный инженер, специалист по электроприводам Кирилл Кузин.


Изображение



Изображение




Предлагаю вашему вниманию 2 фото станка, его первоначальный и модернизированный варианты, и, чтобы не нагружать вас предложением "Найдите отличия", сразу же на них укажу. У модернизированного варианта отсутствуют контроллер-задатчик режимов работы электромоторов, адаптер его электропитания и, разумеется, идущие от них провода. Работа через посредство контроллера-задатчика обеспечивает 2 варианта скоростей вращения, а для получения иных скоростей требуется блок управления перепрограммировать опять же через контроллер. К тому же для пуска электромоторов или для смены направления их вращения перед нажатием на выносную кнопку "пуск-стоп" требуется нажать в определённой последовательности на определённые кнопки контроллера. У модернизированного варианта электронная схема несколько усложнилась, но это радикально упростило работу со станком. Теперь контроллер заменён микроконтроллером, который вмонтирован в корпус блока управления и получает электропитание от внутриблочной сети. И вместо кнопок на корпус блока выведены многопозиционный тумблер для установки любой из нескольких скоростей вращения (оптимальными мы считаем три, 350, 550 и 800 оборотов в минуту) для различных толщин канители, а также второй тумблер, ("аверс-реверс"), обеспечивающий смену направлений вращения (увеличив правое изображение, можно увидеть на корпусе блока управления и эти тумблеры, и надписи к ним). И это всё. Дальнейшее упрощение возможно разве только в направлении применения беспроводной кнопки "пуск-стоп" (брелок), но это уже будет, как я полагаю, излишество, удорожающее изделие. Сразу же скажу, что заказчики станка, ожидавшие его исполнение в первоначальном варианте, получив информацию о проведённой модернизации, сразу же пожелали заменить его на модернизированный вариант.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 06 авг 2014, 00:16 
Мэтр
Аватара пользователя
Уважаемые коллеги!
В инструкции пользователя, созданной для приобретателей портативного станка для изготовления обвитых струн фортепиано, я поместил ссылку на наш форум, где в нескольких постах обсуждалась тема полезности контроля величин натяжения кернов при навивке. А потом заглянул туда сам и увидел, что рисунки, которыми я подкреплял аргументы, исчезли. Как объяснил мне наш глубокоуважаемый модератор AlexHutor, вследствие сбоя на сервере. Сначала возникла идея рисунки восстановить и вернуть туда, где они были раньше. Но потом возникло желание аргументы несколько освежить. Поэтому предлагаю вашему вниманию и новые рисунки, и новый текст.
Итак, если не вдаваться в тонкости, то теоретически и практически возможны три варианта натяжения керна перед навивкой на него канители: натянуть нормально, натянуть недостаточно и натянуть избыточно.
Нормальное натяжение – это натяжение с несколько большим усилием, чем впоследствии готовая струна будет натянута в музыкальном инструменте. Не равное, а несколько большее усилие требуется, во-первых, для того, чтобы после съёма готовой струны со станка витки обвивки максимально уплотнились, а во-вторых, чтобы эта плотность сохранилась и после релаксации керна. В этом случае струна и после съёма со станка, и в музыкальном инструменте будет выглядеть как на первом рисунке ниже.

Изображение


Теперь рассмотрим вторую ситуацию, когда керн перед навивкой был натянут значительно слабее, чем впоследствии готовая струна будет натянута в музыкальном инструменте. Как мы знаем, на двух участках в начале и в конце обвивки керн расклёпывают, чтобы здесь витки канители прочно закрепить (это называют «замками») и тем самым не допустить ни сдвига, ни прокручивания обвивки вокруг керна, иначе акустические свойства звука, производимого такой струной, либо резко ухудшатся, либо станут вовсе недопустимыми.
Итак, мы имеем недостаточно натянутый керн, на концах обвивки два «замка» с прочно закреплёнными витками, а между ними на круглой части керна строго определённое количество витков обвивки. Когда мы снимаем такую струну со станка, она практически ничем не отличается от струны с правильно натянутым керном перед навивкой. Разве что глаз опытного фортепианного мастера сразу же отметит отсутствие «змейки», то есть небольшого спиралевидного закручивания струны, возникающего вследствие напряжения керна внутри навивки, которому «замки» и витки обвивки не дают обнулиться. Но когда эту струну натянут в музыкальном инструменте с нужным усилием, которое больше, чем натяжение керна перед навивкой, керн, как ему и положено, слегка растянется. А поскольку количество витков не увеличится, то им не останется ничего другого, как разойтись, как на следующем рисунке.

Изображение


Причём разойтись неравномерно, слабее там, где витки при навивке были уложены плотнее, и сильнее там, где витки уложили недостаточно плотно. Понятно, что у такой струны образуются неравновесные части, что непременно негативно отразится на гармоничности обертонов.

Рассмотрим третью ситуацию, когда керн перед навивкой был натянут значительно сильнее, чем впоследствии струна будет натянута в музыкальном инструменте. Когда такая струна будет снята со станка, её закручивание «змейкой» окажется значительно круче, чем при правильном натяжении керна при навивке. Но даже опытный мастер вряд ли увидит, что с витками случилось неладное. Избыточно натянутый керн стремится сжаться, втянуться в обвивку, что заставляет кольца витков давить друг на друга и всю обвивку давить на «замки», но замки, если они выполнены прочно, этому успешно сопротивляются. В таком случае начинают проявлять себя все неплотности прилегания витков друг к другу и к керну. Проявление заключается в том, что в некоторых местах витки начинают вспучиваться и наползать на витки, прижатые к керну более плотно, как это показано на следующем рисунке.

Изображение


Разумеется, изображение на рисунке гипертрофировано, поскольку реальные величины вспучивания значительно меньше и вряд ли различимы на взгляд. Но струне от этого нисколько не легче, и звучать она будет, конечно же, хуже, чем если бы её изготовили правильно.

Рассмотрим ситуацию четвёртую, когда и керн был натянут чрезмерно, и не очень прочно были выполнены «замки». В этом случае как только струну снимут со станка, чрезмерно напряжённый керн «пожелает» втянуться в столб колец обвивки с ещё большим усилием, и тогда какой-либо один «замок» или оба «замка» могут не выдержать давления на них «столба» колец обвивки, вследствие чего в них произойдёт «срыв» колец с места первоначальной укладки и смещение по расклёпанной части керна. Это означает, что плотность прилегания колец к керну на участках «замков» нарушится, следовательно, либо сразу, либо через некоторое время «замки» перестанут держать, обвивка ослабнет, струна потеряет тон и в её звучании станет прослушиваться неприятное сипение. Понятно, что такую струну придётся заменять либо сразу, либо позже.

Изображение


И, наконец, рассмотрим теоретически допустимую пятую ситуацию. Предположим, что керн перед навивкой перетянули чрезмерно, но «замки» выполнили настолько прочно, а витки уложили настолько плотно и друг к другу, и к керну, что ни вспучивания, ни срыва колец в «замках» не произойдёт. То есть после съёма струны со станка керн внутри обвивки так и останется натянутым чрезмерно. И когда такую струну натянут в музыкальном инструменте с усилием меньшим, чем натянут керн внутри обвивки, как она станет себя вести и сразу, и в долгосрочной перспективе? Ничего по этому поводу в голову пока не пришло, поэтому решил поставить этот вопрос перед коллегами.

Давайте, уважаемые коллеги, порассуждаем, обсудим, поспорим ещё раз и по поводу сказанного выше, и по поводу пятого варианта ситуации.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
daly, Klopff, Ramil, Максим З
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 06 авг 2014, 21:43 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Как всегда, понятно и на высочайшем художественном уровне.

_________________
Марк Аврелий: «Цель жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы не оказаться в рядах безумцев».


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 07 авг 2014, 15:48 
Мэтр
Аватара пользователя
Спасибо Александру Владимировичу, тема важная и интересная, есть о чем подумать и что обсудить. Хочу обратить внимание коллег на два момента.
1. Медь пластична, поэтому при перетянутом керне (5-й случай) соседние витки канители слегка сомнут друг друга, тем дело и кончится. Я не прав?
2. Хотелось бы знать: на заведомо очень хорошей струне при ее колебаниях навивка работает как цельная медная трубка с соответствующей жесткостью по отношению к изгибающим струну деформациям или между соседними витками есть некая минимальная дистанция, позволяющая струне испытывать небольшие изгибы. В последнем случае изгибающим усилиям должна противостоять только жесткость керна плюс очень небольшая жесткость медной цилиндрической слегка растянутой спирали. Если верно второе предположение, то разумнее было бы керн при навивке струны сильно не натягивать, чтобы при рабочем натяжении струны обеспечить эту минимальную растяжку витков и полную свободу колебаний струны.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 07 авг 2014, 22:25 
Мэтр
Аватара пользователя
Klopff писал(а):
Спасибо Александру Владимировичу, тема важная и интересная, есть о чем подумать и что обсудить. Хочу обратить внимание коллег на два момента.
1. Медь пластична, поэтому при перетянутом керне (5-й случай) соседние витки канители слегка сомнут друг друга, тем дело и кончится. Я не прав?

Глубокоуважаемый Владимир Алексеевич!
К моему сожалению, на вопрос, которым Вы закончили первую часть Вашего сообщения, вынужден ответить утвердительно. В подтверждение привожу две таблицы модулей упругости меди. В первой таблице - просто меди, а во второй - меди ХЛАДНОТЯНУТОЙ, к категории которой следует отнести проволоку, которую производят методом холодного волочения (т. е. протягивают сквозь калиброванную фильеру).
Изображение

Изображение

Я, например, не в состоянии вообразить керн, способный выдержать натяжение, при котором кольца медной навивки надавят друг на друга с усилием, ПРЕВЫШАЮЩИМ (чтобы упругая деформация перетекла в пластическую) 13 тонн на квадратный миллиметр, и сомнут друг друга.
Klopff писал(а):
2. Хотелось бы знать: на заведомо очень хорошей струне при ее колебаниях навивка работает как цельная медная трубка с соответствующей жесткостью по отношению к изгибающим струну деформациям или между соседними витками есть некая минимальная дистанция, позволяющая струне испытывать небольшие изгибы. В последнем случае изгибающим усилиям должна противостоять только жесткость керна плюс очень небольшая жесткость медной цилиндрической слегка растянутой спирали. Если верно второе предположение, то разумнее было бы керн при навивке струны сильно не натягивать, чтобы при рабочем натяжении струны обеспечить эту минимальную растяжку витков и полную свободу колебаний струны.

Во второй части Вашего сообщения тоже, как мне кажется, упущено важное базовое основание, что, полагаю, Вы просто просмотрели. Дело в том, что керн натянутой струны предстаёт в Вашем сообщении как предмет неизменной длины, в то время как удар по струне молотка сообщает ей немалый заряд кинетической энергии, что заставляет её, то есть в нашем случае её керн, растягиваться в колебаниях дополнительно. Ведь согласитесь, что если бы струна или её керн после удара не растягивались дополнительно, то и колебаний никаких бы не было. И этого небольшого растяжения керна вполне достаточно, чтобы плотно прилегающие друг к другу витки обвивки струны в состоянии её покоя в колебаниях немного размыкались, что и обеспечивает струне свободу колебаний. И, по-моему, в пределах прочности струнной проволоки нет натяжения керна такой величины, которое помешало бы керну дополнительно растягиваться в колебаниях. Следовательно, даже если при изготовлении струны его очень сильно перетянуть, обвивка никогда не станет "работать" как негнущаяся трубка. Поэтому в последнем варианте ситуации (5-й случай) я и писал, что для меня загадка, как такая струна себя поведёт. Когда струну, керн которой перед навивкой был сильно перетянут, снимают со станка, то на её частях без обвивки натяжения нет, а внутри обвивки есть, причём почти то (почти, потому что часть натяжения уйдёт на уплотнение витков обвивки), на которое керн перетянули. А когда такую струну натянут в музыкальном инструменте, получится, что в ней "работают" два вида натяжений: одно на крохотных отрезках рабочего участка без обвивки, а другое, заведомо бОльшее, - внутри обвивки. Но если от величины натяжения струны зависит высота тона, тогда какое из этих двух натяжений определяет высоту тона? Заковыка для меня именно в этом.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Александр Яновский "Спасибо" сказали:
Максим З
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 07 авг 2014, 22:51 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Klopff писал(а):
2. Хотелось бы знать: на заведомо очень хорошей струне при ее колебаниях навивка работает как цельная медная трубка с соответствующей жесткостью по отношению к изгибающим струну деформациям или между соседними витками есть некая минимальная дистанция, позволяющая струне испытывать небольшие изгибы. В последнем случае изгибающим усилиям должна противостоять только жесткость керна плюс очень небольшая жесткость медной цилиндрической слегка растянутой спирали. Если верно второе предположение, то разумнее было бы керн при навивке струны сильно не натягивать, чтобы при рабочем натяжении струны обеспечить эту минимальную растяжку витков и полную свободу колебаний струны.


Вопрос не мне, но, уж простите, я очень сильно сомневаюсь, что навивка ведёт себя в норме как цельная трубка. Против этого предположения у меня, прежде всего, такой довод: фактические значения негармоничности обвитых струн очень близки к тем, которые получаются теоретическим расчётом исходя именно из предположения, что канитель является спиральной пружиной, витки которой не соприкасаются друг с другом. Если бы канитель вела себя как трубка, то негармоничность была бы в разы больше.
Кроме того, нетрудно проверить (хотя бы наощупь или путём подвешивания грузика) и убедиться в том, что изгибная жёсткость обвитой струны, даже очень толстой, не сильно отличается от изгибной жёсткости куска стали того же диаметра, что и у керна струны: это потому, что жёсткость навивки в разы меньше, чем жёсткость керна. Дело тут не в различии между упругостью меди и стали, а именно в форме: у спиральной пружины жёсткость на изгиб значительно меньше, чем у прямого куска проволоки даже такой же толщины. Из этого следует, что жёсткость струны в гораздо большей степени определяется жёсткость. керна, чем канители. На канитель приходится значительная часть погонной массы струны, но - очень малая доля жёсткости. Но - это если навивка проявляет себя именно как пружина. Будь она трубкой, её жёсткость на изгиб была бы намного больше: пружина и трубка близкого диаметра ведут себя очень по-разному, а изгибная жёсткость трубки, как и стрежня, очень резко возрастает с увеличением его/её толщины. Многие из нас сталкивались с таким явлением, когда из-за "подгнившей" канители отдельные участки басовой струны становятся очень жёсткими на изгиб - иногда согнуть такой участок бывает не легче, чем карандаш. Думается, в этих-то случаях навивка и ведёт себя как трубка: из-за патины соседние витки как бы слипаются. Поэтому эти участки и бывают такими жёсткими.

_________________
Люблю дерево, и сам я человек деревянный.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Максим З "Спасибо" сказали:
Klopff
 Заголовок сообщения: Re: Портативный станок для изготовления обвитых струн фортепиано
СообщениеДобавлено: 07 авг 2014, 23:37 
Старожил Форума
Аватара пользователя
Александр Яновский писал(а):
Глубокоуважаемый Владимир Алексеевич!
К моему сожалению, на вопрос, которым Вы закончили первую часть Вашего сообщения, вынужден ответить утвердительно. В подтверждение привожу две таблицы модулей упругости меди. В первой таблице - просто меди, а во второй - меди ХЛАДНОТЯНУТОЙ, к категории которой следует отнести проволоку, которую производят методом холодного волочения (т. е. протягивают сквозь калиброванную фильеру).
.....
Я, например, не в состоянии вообразить керн, способный выдержать натяжение, при котором кольца медной навивки надавят друг на друга с усилием, ПРЕВЫШАЮЩИМ (чтобы упругая деформация перетекла в пластическую) 13 тонн на квадратный миллиметр, и сомнут друг друга.


Да, но Вы не принимаете во внимание то, что при правильной круглой форме поперечного сечения канители площадь, через которую соприкасаются её соседние витки, есть величина, стремящаяся к нулю. А значит, при любом сжимающем усилии, действующем на них, давление, действующее на канитель - есть величина стремящаяся к бесконечности. Твёрдость материала, т.е. способность его противостоять деформации без перехода их в пластические, т.е. остающиеся после снятия усилия - есть величина, имеющая размерность давления, и она тесно связана с пределом текуческти. То есть мера твёрдости - это есть то самое максимальное значение давления, при превышении которого деформации становятся пластическими. А значит, при первоначально круглом сечении канители достаточно даже очень малого сжимающего усилия между витками для того, чтобы они деформировались чуть-чуть - ровно настолько, чтобы площадь их соприкосновения стала достаточно большой, чтобы давление не превышало предела пластических деформаций.

Кстати, модуль Юнга ни в коем разе не является мерой твёрдости, и даже никакого отношения к ней не имеет. Модуль Юнга имеет отношение только к упругим деформациям. Для примера, иллюстрирующего, насколько это так: модуль Юнга у всех марок стали почти одинаковый - в интервале между 190 и 220 ГПа. А вот твёрдость у разных сталей различается в разы! Твёрдость можно мерить по шкале Бринелля или по шкале Янка - но и так и эдак, это есть величина, напрямую связанная с пределом текучести материала.

_________________
Люблю дерево, и сам я человек деревянный.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Максим З "Спасибо" сказали:
Klopff
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

ГОСТЕВАЯ ВЕРСИЯ ФОРУМА



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Добавить в Избранное
Добавить в Избранное

cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles