Уважаемые коллеги!
В инструкции пользователя, созданной для приобретателей портативного станка для изготовления обвитых струн фортепиано, я поместил ссылку на наш форум, где в нескольких постах обсуждалась тема полезности контроля величин натяжения кернов при навивке. А потом заглянул туда сам и увидел, что рисунки, которыми я подкреплял аргументы, исчезли. Как объяснил мне наш глубокоуважаемый модератор AlexHutor, вследствие сбоя на сервере. Сначала возникла идея рисунки восстановить и вернуть туда, где они были раньше. Но потом возникло желание аргументы несколько освежить. Поэтому предлагаю вашему вниманию и новые рисунки, и новый текст.
Итак, если не вдаваться в тонкости, то теоретически и практически возможны три варианта натяжения керна перед навивкой на него канители: натянуть нормально, натянуть недостаточно и натянуть избыточно.
Нормальное натяжение – это натяжение с несколько большим усилием, чем впоследствии готовая струна будет натянута в музыкальном инструменте. Не равное, а несколько большее усилие требуется, во-первых, для того, чтобы после съёма готовой струны со станка витки обвивки максимально уплотнились, а во-вторых, чтобы эта плотность сохранилась и после релаксации керна. В этом случае струна и после съёма со станка, и в музыкальном инструменте будет выглядеть как на первом рисунке ниже.
Теперь рассмотрим вторую ситуацию, когда керн перед навивкой был натянут значительно слабее, чем впоследствии готовая струна будет натянута в музыкальном инструменте. Как мы знаем, на двух участках в начале и в конце обвивки керн расклёпывают, чтобы здесь витки канители прочно закрепить (это называют «замками») и тем самым не допустить ни сдвига, ни прокручивания обвивки вокруг керна, иначе акустические свойства звука, производимого такой струной, либо резко ухудшатся, либо станут вовсе недопустимыми.
Итак, мы имеем недостаточно натянутый керн, на концах обвивки два «замка» с прочно закреплёнными витками, а между ними на круглой части керна строго определённое количество витков обвивки. Когда мы снимаем такую струну со станка, она практически ничем не отличается от струны с правильно натянутым керном перед навивкой. Разве что глаз опытного фортепианного мастера сразу же отметит отсутствие «змейки», то есть небольшого спиралевидного закручивания струны, возникающего вследствие напряжения керна внутри навивки, которому «замки» и витки обвивки не дают обнулиться. Но когда эту струну натянут в музыкальном инструменте с нужным усилием, которое больше, чем натяжение керна перед навивкой, керн, как ему и положено, слегка растянется. А поскольку количество витков не увеличится, то им не останется ничего другого, как разойтись, как на следующем рисунке.
Причём разойтись неравномерно, слабее там, где витки при навивке были уложены плотнее, и сильнее там, где витки уложили недостаточно плотно. Понятно, что у такой струны образуются неравновесные части, что непременно негативно отразится на гармоничности обертонов.
Рассмотрим третью ситуацию, когда керн перед навивкой был натянут значительно сильнее, чем впоследствии струна будет натянута в музыкальном инструменте. Когда такая струна будет снята со станка, её закручивание «змейкой» окажется значительно круче, чем при правильном натяжении керна при навивке. Но даже опытный мастер вряд ли увидит, что с витками случилось неладное. Избыточно натянутый керн стремится сжаться, втянуться в обвивку, что заставляет кольца витков давить друг на друга и всю обвивку давить на «замки», но замки, если они выполнены прочно, этому успешно сопротивляются. В таком случае начинают проявлять себя все неплотности прилегания витков друг к другу и к керну. Проявление заключается в том, что в некоторых местах витки начинают вспучиваться и наползать на витки, прижатые к керну более плотно, как это показано на следующем рисунке.
Разумеется, изображение на рисунке гипертрофировано, поскольку реальные величины вспучивания значительно меньше и вряд ли различимы на взгляд. Но струне от этого нисколько не легче, и звучать она будет, конечно же, хуже, чем если бы её изготовили правильно.
Рассмотрим ситуацию четвёртую, когда и керн был натянут чрезмерно, и не очень прочно были выполнены «замки». В этом случае как только струну снимут со станка, чрезмерно напряжённый керн «пожелает» втянуться в столб колец обвивки с ещё большим усилием, и тогда какой-либо один «замок» или оба «замка» могут не выдержать давления на них «столба» колец обвивки, вследствие чего в них произойдёт «срыв» колец с места первоначальной укладки и смещение по расклёпанной части керна. Это означает, что плотность прилегания колец к керну на участках «замков» нарушится, следовательно, либо сразу, либо через некоторое время «замки» перестанут держать, обвивка ослабнет, струна потеряет тон и в её звучании станет прослушиваться неприятное сипение. Понятно, что такую струну придётся заменять либо сразу, либо позже.
И, наконец, рассмотрим теоретически допустимую пятую ситуацию. Предположим, что керн перед навивкой перетянули чрезмерно, но «замки» выполнили настолько прочно, а витки уложили настолько плотно и друг к другу, и к керну, что ни вспучивания, ни срыва колец в «замках» не произойдёт. То есть после съёма струны со станка керн внутри обвивки так и останется натянутым чрезмерно. И когда такую струну натянут в музыкальном инструменте с усилием меньшим, чем натянут керн внутри обвивки, как она станет себя вести и сразу, и в долгосрочной перспективе? Ничего по этому поводу в голову пока не пришло, поэтому решил поставить этот вопрос перед коллегами.
Давайте, уважаемые коллеги, порассуждаем, обсудим, поспорим ещё раз и по поводу сказанного выше, и по поводу пятого варианта ситуации.